Проблемы одиноких отцов
Решают в шелеховском консультационном центре «Содействие»
Число отцов, которые по тем или иным причинам вынуждены в одиночку воспитывать детей, в последние годы увеличивается. Тем не менее, об их проблемах говорят намного реже, чем о проблемах одиноких матерей. Недавно по инициативе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в Шелехове открыли консультационный центр «Содействие». Ведь именно в Шелеховском районе, как выяснилось, проживает более 50 одиноких отцов.
– На отца, воспитывающего ребенка в одиночку, накладывается груз не только материальной, юридической и социальной ответственности. Ему нужно уметь выполнять новые функции – не просто кормить и одевать ребенка, но и следить за его учебой, здоровьем, находить с ним душевный контакт. Без помощи квалифицированных психологов, медицинских работников, юристов и педагогов, считаю, здесь просто не обойтись, – говорит заместитель руководителя консультационного центра «Содействие» Елена Ноздрина.
Однако поначалу работа Центра складывалась непросто. Самым трудным оказалось убедить одиноких пап пойти на контакт. Они ни в какую не хотели афишировать на публику свой семейный статус. Наотрез отказывались от встреч и вообще от любых разговоров на эту тему. «По какому праву вы вмешиваетесь в нашу семейную жизнь?» – заявляли отцы-одиночки работникам Центра. Те же в свою очередь продолжали телефонные переговоры, размещали объявления в местной прессе, на телевидении и сайте детского сада, на базе которого организован центр «Содействие».
С начала года здесь прошло три заседания. Тематику каждого определяли сами отцы. Как показала практика, у пап действительно накопилось много проблем. Большой интерес, например, у них вызвал вопрос, где и как можно оздоровить ребенка. Какие документы необходимо собрать, куда обратиться и сколько ждать очереди. Все действия пошагово им объяснил приглашенный на заседание работник управления социальной защиты. Способ получения пособия на детей и полагающиеся им льготы стали темой следующей встречи.
– Пап интересовали и юридические вопросы, и медицинские, особенно, если они в одиночку воспитывают дочерей, – продолжает Елена Ноздрина. – Приглашенные на очередное заседание врачи рассказали о вакцинации детей и питании ребенка первого года жизни. Следующую встречу, которая состоится в конце апреля, уже решено посвятить психологическим проблемам дошкольников и детей школьного возраста, ведь самые частые трудности в неполной семье именно такого характера.
Согласно статистике, среди одиноких отцов наибольший процент приходится не на вдовцов, а на разведенных мужчин. Шелеховчанин Олег К, например, после развода воспитывает шестилетнего сына в одиночку второй год. Николай Ю. сам растит сына с полугода, также пережив развод. Мальчику сейчас восемь. Дмитрий В. воспитывает дочь с трехлетнего возраста. Задумывается о том, чтобы создать новую семью, но переживает, как воспримет девочка новую маму. Мужчина не знает, сможет ли новая супруга установить нормальные отношения с падчерицей.
Семейную неустроенность одиноких пап в немалой степени осложняют и социальные трудности.
– В теории одинокие отцы, как и одинокие матери, имеют равные права, но на практике им бывает даже труднее, чем матерям, – признается Елена Ноздрина. – Для одиноких женщин с детьми разработаны специальные правительственные программы помощи, а одиноких отцов оставили за бортом.
Формально отцы-одиночки имеют право на социальные гарантии, которые закреплены за одинокими матерями. Если мама умерла, тогда семье назначается пенсия по случаю потери кормильца. Размер ее индивидуальный, в зависимости от стажа и величины зарплаты. При разводе, в случае если ребенок остается с отцом, мужчина имеет право получать от бывшей супруги алименты. Однако, как показывает жизнь, этой своей привилегией одинокие отцы пользуются крайне редко. В редких случаях им удается получить и материнский капитал.
Еще один парадокс:
Трудовой кодекс вводит одиноких отцов в защищенную группу, предоставляя им целый ряд льгот. Их не разрешается привлекать к ночным или сверхурочным работам – только с письменного согласия. Отец-одиночка может не ехать в командировку, если ребенку нет пяти лет.
И уволить папу с ребенком до 14 лет позволяется только в двух случаях: при ликвидации организации и за какие-то серьезные дисциплинарные провинности. Но на практике эти правила работают не всегда. Начальство не заинтересовано ни в больничных, ни в выходных работника. Его не волнует, что мужчине нужно пораньше освободиться, чтобы забрать своего ребенка из садика или из школы. Редчайший случай, когда руководители по-человечески принимают одинокого отца и идут ему навстречу. Как следствие – найти достойную и хорошо оплачиваемую работу одиноким папам часто бывает сложно.
О том, что данные проблемы действительно имеют место, подтвердил и Иван Пушкарев – единственный из отцов-одиночек, согласившейся на встречу. Иван воспитывает двух детей – 12-летнего сына Леню и шестилетнюю дочь Леночку.
Жена Ивана скончалась шесть лет назад. Через полчаса после того, как появилась на свет Леночка.
– Конечно, было очень тяжело, да и сейчас не легче, – говорит Иван. – Сыну, когда умерла жена, едва исполнилось шесть лет. Новорожденная дочь на руках. В тридцать с небольшим я стал вдовцом. Если бы не моя мама, не знаю, как бы мы и жили.
Бабушка Зоя Семеновна сидела в декрете с новорожденной внучкой. Занималась с первоклассником Леней, пока Иван работал в две смены, стараясь обеспечить семью всем необходимым.
– Ребятишки у нас неизбалованные, – хвалится Зоя Семеновна. – В квартире убирают все сами. У нас нет разделения на мужскую и женскую работу. Все дружно, сообща, без лишних разговоров и препираний. Внук больше привязан ко мне, а Леночка – это папина радость.
Иван рассказал, что приучает ребятишек к спорту:
– Вместе ходим в бассейн, зимой – на лыжах. Всему, что умею делать сам, учу детей. Любим путешествия, по мере возможности стараемся выбираться на природу, хотя такие случаи выдаются довольно редко.
Иван – железнодорожник, однако устроиться по специальности не смог, трудится мастером на кабельном заводе. Работа посменная. Много ночных дежурств, но он на это не жалуется. Радуется, что работа есть, на которой зарплату платят вовремя.
– Это, с одной стороны, хорошо, – объясняет он. – Придешь со смены – два дня дома. Конечно, никакого «отсыпного» не получается. То отремонтировать что-то срочно требуется, то по магазинам побегать, а то платежи поднакопятся – полдня по очередям. Опять же у сына уроки нужно проверить, с дочкой поиграть…
В Шелехов семья Пушкаревых перебралась из Амурской области почти год назад. Переехать, объясняет Иван, решили для того, чтобы быть поближе к родственникам:
– В Тынде мы были совсем одни. Мама стала частенько прихварывать, перенесла инфаркт. А в Шелехове живет с семьей старший брат. И поддержит, и с ребятишками в случае чего есть кому остаться.
Бюджет семьи складывается из зарплаты Ивана и пенсии Зои Семеновны. На детей идет пенсия по потере кормильца.
– Конечно, после переезда мы стали получать меньше, – сокрушается Зоя Семеновна. – В Тынде и зарплата у сына была больше, и у меня пенсия. Пособие по потере кормильца там платили восемь тысяч, а сейчас только шесть. Детские все оформить не можем…
Не знает Иван, сможет ли он получить летом отпуск:
– Положен как одинокому отцу, воспитывающему несовершеннолетних детей, а дают ли – не знаю. Там давали как положено.
Волнение Ивана вызывает и здоровье матери. Хочется ему отправить ее в санаторий или дом отдыха, а куда обращаться – не знает.
– Пойду, наверное, на очередную встречу в «Содействие», – решает одинокий отец. – Может, там все растолкуют.
Леночка, услышав, что папа собирается идти в какое-то «Содействие», наказывает:
– Может, там помогут нам найти маму? Ты скажи, я ее очень жду…
– По маме скучает, – смущенно улыбается Иван. – Пока маленькая была, ничего не понимала, а сейчас все вопросы задает: когда мама придет. Конечно, хочется создать семью, но страшно. Я понимаю, что женская ласка детям нужна. Конечно, по-своему стараюсь восполнять этот пробел: и обнимаю, и целую, и люблю, а все равно ребятишкам не хватает ласки.
Справка
Сколько одиноких пап в России – не знает никто. На федеральном уровне Минздравсоцразвития не ведет учет этой категории семей. Некоторые независимые эксперты говорят, что их в стране около 300 тысяч, или 0,5%. Иными словами, на 150 одиноких мам у нас приходится один одинокий отец. По другим сведениям, «отцовских семей» в России от 600 до 800 тыс., а разница в цифрах объясняется тем, что официально семья может считаться полной, но непутевая мать в ней просто самоустранилась от воспитания детей, переложив эти обязанности на мужа.