РЖД: 20 лет масштабных перемен

erid: 4CQwVszH9pUmpjPmoVa

1 октября 2023 года ОАО «Российские железные дороги» отметило свой двадцатилетний юбилей. За это время компания прошла огромный путь, став многопрофильным холдингом с серьезным инновационным потенциалом, который решает сложнейшие инфраструктурные задачи мирового уровня.

 

Знаковые достижения

В самом центре интересов компании находится Восточно-Сибирская железная дорога, где реализуются комплексные проекты по магистральной инфраструктуре, самый масштабный из которых – развитие Восточного полигона.

За прошедшие десять лет с момента начала реализации проекта на магистрали введено в эксплуатацию более 120 объектов, в их числе – более 200 км дополнительных главных путей, а также знаковый для дороги объект – новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км.

Ряд наиболее значимых объектов требовал особенного внимания, нестандартных подходов, принятия стратегически важных управленческих решений. Самые современные технологии применялись при реконструкции первого Коршуновского тоннеля, строительстве второго Байкальского тоннеля. В суровых условиях севера построен второй мост через реку Лена.

Модернизация дороги продолжается. В 2022 году в эксплуатацию был сдан 21 объект. Проведена реконструкция на станциях – Камышет, Переемная, Тулун, Онохой, Андриановская. Были введены вторые пути и двухпутные ставки на 13 перегонах. Такие преобразования повышают качество эксплуатационной работы, а также увеличивают пропускные возможности станций и участков дорог. Знаковым для дороги стало открытие движения по третьему пути на перегоне Слюдянка I, Слюдянка II, что позволит увеличить его пропускную способность.

Масштабный план работ утвержден и на этот год. В рамках II этапа развития Восточного полигона к вводу в эксплуатацию запланирован 41 объект, в числе которых 24 объекта энергетики, а также 17 объектов по реконструкции станций, строительству вторых путей и двухпутных вставок. В результате всех преобразований будет достигнута цель – увеличение провозной способности и развитие тяжеловесного движения поездов.

 

Курс на увеличение перевозок

Для увеличения перевозок на Восточном полигоне еще в 2021 году было принято решение изменить схему движения за счет использования двух современных технологий интервального регулирования поездов. Одна из них – АБТЦ–МШ, представляет собой систему интервального регулирования АЛСО (автоматическая локомотивная сигнализация) с возможностью организации подвижных блок-участков (участок перегона за хвостом поезда, состоящий из изменяемого количества следующих подряд рельсовых цепей) и централизованным размещением аппаратуры на прилегающих к перегону станциях.

Внедрение новой системы интервального регулирования движения поездов состоялось на горно-перевальном участке Большой Луг – Слюдянка. Благодаря тому, что АБТЦ-МШ обеспечивает интервальное регулирование движения поездов с помощью подвижных блок-участков, удалось сократить интервал движения поездов. На текущий момент сформированы исходные данные на проектирование участков Слюдянка I – Улан-Удэ и Иркутск-Сортировочный – Слюдянка I (исключая участок Большой Луг – Слюдянка II).

 

 

Проект комплексной модернизации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики позволит повысить пропускную способность участка, обеспечить возможность пропуска перспективного грузопотока и получить дополнительный доход при увеличении провозной способности участков.

 

«Виртуальная сцепка» в деле

Наряду с реализацией на дороге современных систем автоблокировки также внедрена технология «виртуальная сцепка» (ВСЦ), позволяющая осуществлять синхронизацию режимов тяги и торможения следующих друг за другом поездов посредством радиообмена. Получается, что ведомый локомотив обрабатывает информацию, поступающую с впереди идущего состава, и выбирает наиболее оптимальный режим следования. При этом непрерывно производится расчет эффективности работы систем торможения. Координация режимов ведения между локомотивами происходит по защищенному цифровому радиоканалу.

Технология движения поездов в режиме виртуальной сцепки была введена в ноябре 2019 года на полигоне Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, а с октября 2021 года ее апробация началась на Восточно-Сибирской магистрали. Сегодня ВСЦ активно применяется на Восточном полигоне. На ВСЖД составы по этой технологии отправляют шесть станций: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Улан-Удэ, Слюдянка I, Зима, Нижнеудинск.

Составы в режиме автоведения сближаются гораздо ближе в интервале попутного следования. Уже сейчас межпоездной интервал в рамках виртуальной сцепки может сокращаться до 6–8 минут. Таким образом, оптимизируя график, можно высвободить провозные и пропускные способности для дополнительного провоза грузов.

 

Ориентир на клиента

Современными технологиями управления перевозочным процессом продиктовано открытие Центров продажи услуг (ЦПУ) ВСЖД, офисы расположены в Иркутске, Улан-Удэ, Тайшете и Северобайкальске. Это позволило упростить процедуру заключения договоров и повысить качество обслуживания существующих потребителей железнодорожных транспортно-логистических услуг. Только с начала этого года клиентские центры обработали более 30 тыс. обращений грузоотправителей.

В 2018 году был открыт Центр энергообеспечения (КЦЭ). Его специалисты проводят консультации по вопросам организации электроснабжения, в том числе о порядке технологического присоединения, его стоимости, а также восстановления документов о присоединении. Так, за последние пять лет работы КЦЭ консультации по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» получили свыше трех тысяч клиентов. Более 800 новых потребителей электрической энергии было подключено к сетям ВСЖД.

За 20 лет существования компании произошло существенное обновление подвижного состава. На полигоне ВСЖД только за последние два года появились новые составы поездов сообщением Северобайкальск – Москва, Иркутск – Кисловодск. Поставлено 128 плацкартных и купе вагонов нового модельного ряда.

Пассажиры по достоинству оценили модернизацию и реконструкцию вокзалов. Только в 2022 году преобразования коснулись станций Черемхово, Тулуна, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ. Было произведено обновление внутренних помещений, инженерных сетей, фасадов зданий, посадочных платформ и привокзальных площадей, а также создание безбарьерной среды для граждан с ограниченными физическими возможностями. Максимум комфорта для пассажиров создано в новом трехэтажном здании на станции Иркутск-Пассажирский. Здесь расположились кассы дальнего следования, просторный зал ожидания, комната матери и ребенка, установлены автоматические камеры хранения, современные лифты и эскалаторы. Для маломобильных пассажиров на вокзале размещены таблички со шрифтом Брайля и тактильная разметка для слабовидящих посетителей, а также портативные системы для слабослышащих.

ОАО «РЖД» в любые времена остается опорным звеном для отечественной экономики. Компания реализует масштабные и значимые для страны проекты, наращивает темпы перевозок, решает задачи по расширению пропускной способности, осваивает новые логистические направления.

Реклама. ООО «Промо»