Купальская ночь в Болотном царстве

Не только поклонников белорусской традиционной культуры и дня летнего солнцестояния, но и тех, кто верит в чудо и поэтику самой короткой летней ночи, собрал этнофестиваль «Купальле на Ангаре».

Парк «Болотное царство» в Шелеховском районе принимал гостей из Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Саянска, Омска, Красноярска, Киренска, Магадана. Все спешили на звуки белорусской дуды, которые разносились окрест. Атмосферу болотного царства дополняли девчата и хлопцы в белорусских народных одеждах.

 

 

Фольклорные коллективы области разогревали голоса, танцоры разминали ноги, мастера-ремесленники доставали из ларцов свои товары.

Праздник Купальле глубокими корнями уходит в земледельческий календарь. У простого народа все рационально. Когда весенние сельхозработы завершены, у крестьянина появляется передышка перед покосами, поэтому вся деревня выходила повеселиться, старшие приглядывали за молодежью, присматривали для своих сыновей жен, для дочек – мужей. А где это можно сделать? Конечно, в купальском хороводе.

Белорусские танцы «Маразуля», «Ой, ра», «Вярабей» пришлись по нраву всем участникам фестиваля. Танцевали неистово, искрометно, до упаду! Именно в танце можно увидеть, есть ли у человека ритм, если нет ритма, то можно заподозрить, что претендент не совсем здоров, и не стоит от него иметь потомство, также и на девушек смотрели как она в танце, как в игре.

 

 

Самый популярный мастер-класс в праздничный день – плетение венков, для участниц был предусмотрен конкурс и дефиле в венках.

Венки – это не просто связка красивых цветов, а определенные сигналы сверстникам. Количество цветов у девушки в венке говорит о ее готовности к замужеству, а цветами она привлекает к себе внимание юношей. А в игре с венками, когда девушка перебрасывает свой венок подружке (меняются), юноши перехватывают, тем самым уже показывают, что согласны быть парой, или выражают свое согласие на симпатию.

На восходе девушки обязательно гадают на венках, пуская их по реке, загадывая, когда выйдут замуж, в этом году, за своего парня или с соседней деревни? Могли и взрослые гадать женщины, но вопрос задавали так, чтобы ответ был однозначный: да или нет.

 

 

Кстати, венки в купальскую ночь обладали еще и обережной функцией. В этом случае венки плели из полыни, связывали ее также в пучки, которые размещали во всех дворовых постройках, закидывали венки на крышу дома, защищаясь от ведьм. В переломный момент года, когда Солнце поворачивает с Лета на Зиму (это как раз Купальле), был разгул нечистой силы, и крестьяне опасались ведьм, потому что они могли, например, посмотрев на корову, отнять молоко, от дурного взгляда могли заболеть или даже погибнуть другие домашние животные.

Именно поэтому деревня выходила к купальскому костру, чтобы все жители были друг у друга на виду. На того, кто не приходил на Купальле, падало подозрение, что он знается с нечистой силой – ведьмаком или ведьмой.

Обязательным блюдом праздника является сыр, который несет в себе сакральный смысл. Сыр – символ невинности, и готовили его именно замужние женщины. А затем, когда блюдо готово, каждая женщина брала кусочек сыра и должна была съесть вместе со своим мужем для того, чтобы был лад в их семье в текущим году.

Невинность на Купальле бывало что теряли, поэтому варили сыр еще и в назидание матерям, чтобы смотрели за своими дочерями.

Неспроста в песнях звучат такие строчки: «Не жди мать дочку в веночке (венок – символ девичества), а жди в намитке (женский головной убор надевали после свадьбы, и уже всегда ходила женщина с покрытой головой), «…не жди с белым сыром, а жди малым сыном». И рождались купальские дети…

Калейдоскоп купальской ночи состоит из поисков цветущего папоротника, выхода нечистой силы и очаровательных русалок, это и бодрящий взвар, завораживающие огненный коридор, утренняя роса, купание Солнца в реке и радостные брызги купающихся!!!

 

 

Но главное чудо – это купальский костер!

В эту ночь белорусы принимают эстафету у Солнца, зажигают маленький костер на закате, а затем, уже ночью, зажигают большой костер. Важно было первый костер зажечь живым огнем, то есть от искры или с помощью кресало. Горит купальский костер до восхода солнца. Таким образом люди держали «ночную смену», поддерживая огонь, пока солнце снова не взойдет.

 

 

В том, что это действительно самая короткая летняя ночь, убедились все, кто приехал в Болотное царство. Время пролетело незаметно, и организационный автобус в пять утра всех удивил своим появлением на поляне.

– Праздник востребован, его ждут, – рассказывает председатель региональной общественной организации «Иркутское товарищество белорусской культура имени Яна Черского» Алена Сипакова. – На нашу купальскую поляну в этот раз приехало более 200 человек, мы приняли шесть творческих коллективов, и не все из них белорусы. Нас поддержать приехали русские, украинцы, поляки, литовцы, российские немцы, марийцы, татары – это наши давние друзья, и мы всегда рады их видеть у себя в гостях.