Спектакли с этническим колоритом

Послевкусие фестиваля «Байкальский талисман»

Постановки о любви и ценности жизни представили на II Международном театральном фестивале «Байкальский талисман», который организовал ТЮЗ им. А. Вампилова при поддержке министерства культуры Иркутской области и Фонда развития русской культуры. За десять дней зрители увидели 17 спектаклей театров из России, Казахстана, Монголии и Беларуси. Все эти спектакли адресованы детской и подростковой аудитории, многие из них созданы в духе национальных традиций.

На фестивале работал экспертный совет, членом которого уже второй раз стала театральный критик, кандидат искусствоведения Александра Никитина.

 

– Александра Борисовна, трудно сравнивать два фестиваля, ведь первый был «пробой пера», но все-таки, программа чем-то отличается?

– На этом фестивале гораздо больше интересных спектаклей, но меньше достойных национальных работ. А мне кажется, что именно эту составляющую «Байкальскому талисману» стоит развивать.

 

– Но ведь достойные национальные работы все-таки были?

– Конечно. Например, очень понравилась «Кукушка» Государственного театра юного зрителя Республики Саха (Якутия), потому что коллективу удалось органично соединить ритуально-обрядовое действо и театр. Артисты легко вступают в игру с этими сакральными образами, а сама история не перегружена лишними украшениями, но при этом она удивительно трогательна. О чем говорит реакция зала – некоторые ребята плакали, когда мама ушла. Так трогательно было передано это удивительное ощущение ценности, что мама открывает тебе мир, и потом ты остаешься с ним один на один. Все эти смыслы были донесены точно и очень чисто.

 

 

– В афише было несколько театров из Иркутской области.

– Мне очень понравился Иркутский театр кукол «Аистенок», который представил «Сказки с небесного чердака» и Братский театр кукол «Тирлямы», сыгравший «Сказку про ненастоящую птицу». Оба театра очень точно воздействовали на зрительный зал.

 

– Какие-то постановки были для вас неоднозначными?

– Моим коллегам очень понравился спектакль «Господа Головлевы. Маменька» Рязанского ТЮЗа, но для меня он стоит во втором ряду. На мой взгляд, это тот случай, когда, увлекаясь очень точным донесением классики, забыли о том, как сделать так, чтобы эта классика именно подростку, а не взрослому человеку была интересна и понятна. В качестве центрального взят образ матушки, но мне кажется это ошибкой, потому что юные зрители не воспринимают через нее происходящего. В то же время все дети и внуки Головлевы старше подростков, которые сидят в зале, что тоже не способствует сопереживанию. Хотя спектакль сделан хорошо, но мне кажется, что он для взрослых зрителей и не для ТЮЗа.

 

– А были постановки, которые вам понравились, а другим экспертам нет?

– Бурные дебаты разгорелись по поводу спектакля «Тимур и комета» Казанского ТЮЗа. Мне, например, кажется, что это одна из лучших постановок фестиваля, потому что театр из Татарстана сделал там несколько удивительных вещей. Во-первых, пьеса Полины Коротыч – это сложная и изобретательная поэзия, которую очень адекватно перевели на татарский язык. Вовторых, воплощение мне кажется очень современным, интересным и очень точным. На русском языке произведение называется «Вадик поет свою музыку», и это сегодняшняя история. Действие происходит в заброшенном мебельном гипермаркете. Туда приходит мальчик, который не может петь ни в школе, ни на улице, ни дома. А там живет девочка, которая потерялась, когда ее родители покидали свою страну. Она без лишнего трагизма рассказывает свою историю. И все в спектакле сделано на грани сна, игры и реальности. Мне кажется, что это очень точная метафорическая история, не про то, что случилось где-то однажды. Она о том, что происходит сейчас с детьми, которые не знают, как себя реализовать в этом разорванном мире.

 

– Какая постановка завоевала сердца всех экспертов?

– Практически всем понравился Чувашский ТЮЗ, показавший «Шинель» Гоголя как пластический спектакль, практически без единого слова. Однако сделав блистательную работу, как большинство современных театров, от Гоголя они, на мой взгляд, отказались. Ведь у них в финале Башмачкин – это несчастный мученик, который возведен чуть ли не в ранг Христа. Но у писателя он превращается практически в дьявола, ведь мы помним, что в полночный час на площади появляется привидение, которое срывает со всех шинели. Дело в том, что для Гоголя чрезвычайно важна мысль ответственности за свою судьбу. Как бы человек ни был обижен и мал, если его жизнь сосредотачивается вокруг некой сверхидеи, это путь в никуда. Причем каждый сам ответственен за то, что с ним происходит. Идеализация маленького человека чрезвычайно опасна, особенно для подросткового театра, ведь юношам и девушкам часто кажется, что виноваты не они, а окружающий мир, и они не несут ответственности за свою жизнь.

 

– Какие еще спектакли вам понравились?

– Среди них спектакль Кемеровского театра «Фотография, на которой меня нет». Вообще желание сегодня работать с драмой – это великая история, потому что подростковой драматургии мало, а пространство прозы безгранично и великолепно. В данной постановке важно, что театр сначала погружает современных детей в пространство того времени и быта, в котором нет одежды и еды, и все нужно добывать своим трудом. Это делается без трагедии, но так, чтобы было понятно. Только после этого появляется фигура учителя, и современным детям становится ясно: почему глобус и грифельная доска – величайшая ценность, а рассказы человека, который знает так много, настолько важны для детей, у которых никогда не было ни книжек, ни картинок. Мне кажется, что это все должно хотя бы на время цеплять ребят, и, возможно, они иначе будут относиться к тому, что дано им в современной жизни. В спектакле потрясающие декорации, а труппа очень хорошо обучена и работает как единый ансамбль. Все это создает самое главное для Астафьева ощущение, что каждый миг прожитой жизни обладает невероятной ценностью. Неважно, что ты делаешь в этот момент – рубишь капусту, прыгаешь в сугроб, или тебя сфотографировали первый раз – все это навсегда останется как фундамент твоей эмоциональной и духовной жизни.

Очень красивый спектакль «…и звали его Домино» Бурятского театра кукол «Ульгер». Это англоязычная литература по мотивам Сетона-Томпсона, где жизнь индейцев переплелась с европейской культурой. Режиссер решает все это через бурятские мелодии и танцы. У них удивительная пластика, и они танцуют в воде. Вообще вода как основа жизни прочитывается во многих метафорах спектакля. И опять спектакль про то, что жизнь и смерть неразрывны.

Понравился спектакль «Степь» Тувинского театра кукол – про то, что никакие обстоятельства не могут оправдать вражды между человеком и другим человеком. Он тоже очень красиво и метафорично сделан.

 

– Что бы вы хотели пожелать фестивалю?

– Мне кажется, что на фестивале нужны актерские и режиссерские мастер-классы. Параллельно необходимы занятия по блогерскому искусству и театральной критике. Еще для театров важны детские обсуждения, чтобы труппа понимала, какой эффект она производит на зрителя.

Кроме того, на мой взгляд, фестивалю нужно развивать именно национальную составляющую. Сегодня очень интересно, когда получается соединить театральную форму и этнические традиции. Сейчас, когда народы обрели возможность говорить и ставить спектакли на национальном языке, когда они могут посмотреть на свою историю с определенной дистанции, имеют возможность вернуться к своим шаманским практикам и осмыслить ее художественным способом, нужно уделять этому основное внимание.