Масштабная перезагрузка

Тайшетский район – территория перспективная. В этом убедились депутаты Заксобрания во время рабочей поездки. Они ознакомились с планом развития муниципалитета, обсудили вопросы дорожного строительства и медицины, а также провели совещание с органами местного самоуправления.

В рабочей поездке приняли участие спикер областного парламента Александр Ведерников, вице-спикер Лариса Егорова, депутаты Иван Крывовязый, Виктор Шпаков, Андрей Андреев, Светлана Шевченко, Сергей Бренюк, Наталья Дикусарова, Виктор Побойкин, Александр Гаськов и Артем Лобков.

 

Большая стройка

Рабочая поездка началась с посещения ковидного госпиталя. Созданный в разгар пандемии коронавируса, он сегодня почти опустел. Как рассказала главврач Тайшетской районной больницы Марина Лазарева, в пиковые недели в стационаре находилось не менее 100 человек. Сейчас лечение проходят несколько пациентов. В дальнейшем госпиталь планируется перепрофилировать под терапевтическое отделение для лечения внебольничной пневмонии. В марте здесь появился новый рентгенодиагностический телеуправляемый комплекс. Руководитель обратилась к парламентариям с просьбой оказать содействие в передаче в областную собственность детского отделения, которое сегодня находится на балансе ОАО РЖД. По ее словам, нынче будут капитально отремонтированы поликлиники Бирюсинска, Шиткино и Новобирюсинского, а в поселках Джогино и Шелаево планируется открыть современные ФАПы.

Затем депутаты посетили строящийся микрорайон Центральный, где РУСАЛ возводит жилой комплекс из девяти восьмиэтажных блок-секций с детскими и спортивными площадками. Рядом планируется разместить новую поликлинику, школу на 1250 мест и детсад. Как пояснил мэр Тайшетского района Александр Величко, также прорабатывается вопрос по реконструкции аэропорта в Тайшете.

Депутаты пообщались с жителями микрорайона и зашли в гости к работникам Тайшетского алюминиевого завода Евгению и Елене Лукиным. В Тайшет их семья, где подрастает пятилетний сынишка, переехали из Шелехова в прошлом году.

– Муж сейчас работает оператором автоматического процесса производства алюминия, я – начальник химической лаборатории, – рассказала хозяйка. – В Шелехове мы квартиру снимали. А здесь получили сразу трехкомнатную, причем не только с ремонтом, но и со всей мебелью. Сами купили только шторы!

Как пояснили руководители предприятия, сегодня такими счастливыми новоселами стали уже 34 семьи. Затем в сопровождении гендиректора РУСАЛ-Тайшет Игоря Волохова депутаты осмотрели цех электролиза и литейное отделение. Им продемонстрировали все этапы производства алюминия, рассказали об экологических преимуществах оборудования и автоматизации производства.

 

Опыт регионов учтут при ремонте дорог

Развитие дорожной инфраструктуры парламентарии обсудили на рабочем совещании с представителями органов местного самоуправления. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, дефицит финансирования – это основная проблема, которая мешает увеличить объемы дорожного строительства и ремонта. Также с учетом обращений из муниципалитетов в министерстве планируют пересмотреть транспортную логистику при доставке стройматериалов таким образом, чтобы не разрушать дороги. Однако председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС Виктор Побойкин высказал предположение, что ненормативное состояние дорог в регионе обусловлено не только дефицитом финансов:

– Одна из основных проблем – недостаточно сформированная система планирования в дорожном хозяйстве. Помимо решения тактических задач, требуется стратегия. Кроме того, ощущается дефицит кадров, – отметил парламентарий.

Александр Ведерников напомнил, что дорожный вопрос детально обсуждался на площадках областного парламента, а на мартовской сессии был принят ряд рекомендаций правительству региона, в том числе по увеличению размеров субсидий муниципалитетам на строительство, капремонт, ремонт и содержание автодорог.

– Наша область входит в десятку регионов с наибольшей протяженностью автодорог. Какое у них состояние, мы видим, когда приезжаем в территории, особенно в северные и отдаленные, – отметил глава областного парламента. – Очевидно, что развитая дорожная инфраструктура потянет за собой и развитие территорий.

Спикер подчеркнул, что Иркутской области пойдет на пользу изучение опыта других регионов по вопросам финансирования дорожной отрасли и распределения средств по объектам. Работа по обозначенным проблемам остается на контроле комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС.

 

Сроки открытия гемодиализных центров

Еще одна болевая точка – медицина. Конкретно – гемодиализные центры, которых особенно мало в глубинке. Эту проблему также обсудили в Тайшете на расширенном заседании комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС под председательством Александра Гаськова.

У минздрава Иркутской области есть дорожная карта таких учреждений. Но, по мнению депутатов, планы надо корректировать с учетом реального количества больных. К тому же из-за пандемии программу по развитию гемодиализной службы пришлось приостановить на два года. Нынче ее возобновили – отделения открыты в Тайшетском и Осинском районах. Однако в некоторых территориях сроки создания таких отделений изменились. Так, зампредседателя комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Артем Лобков отметил, что в Усть-Илимске, например, процедуры диализа начнут проводить на пять лет позже, чем планировали ранее. Александр Гаськов, в свою очередь, предложил представителям минздрава найти возможность открыть такой центр в северной территории в 2023 году и в дальнейшем согласовывать все корректировки сроков с депутатами.

 

Муниципалитеты получат больше

На совещании в Тайшете Александр Ведерников напомнил, что в апреле на сессии областного парламента в окончательном чтении был принят закон «Об отдельных вопросах реализации на территории Иркутской области инициативных проектов».

– Наш закон поддержала Ассоциация муниципальных образований. Практика показывает: люди на местах лучше знают, что нужно изменить, чтобы жизнь в их городе, поселке или селе стала комфортнее, – отметил спикер ЗС. – Сейчас для нас важна практическая сторона этого процесса, чтобы при необходимости депутаты могли внести нужные изменения в документ.

 

 

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова пояснила, что закон дает возможность жителям самостоятельно определять приоритеты в расходовании бюджетных средств для решения вопросов местного значения. При этом 10% от стоимости проектов составляют средства жителей, остальная часть поступает в виде субсидии из областного бюджета. Так, в 2023 году на реализацию инициативных проектов в Иркутской области планируется направить 500 млн рублей.

По словам министра экономического развития Приангарья Натальи Гершун, прием заявок на реализацию инициативных проектов начнется в июле. Проекты-победители определят до конца года. Она также отметила, что по внедрению механизмов инициативного бюджетирования наш регион находится на седьмом месте в России и на втором в СФО. В общероссийском рейтинге на первом месте по популярности у жителей – проекты по благоустройству территорий, на втором – по ремонту дорог, на третьем – по комплексному благоустройству дворов.