15.12.2021 12:45

Нераскрытый потенциал

«Лучше поздно, чем никогда» – считают наши герои, которые уже в зрелом возрасте решили поменять профессию и открыть собственное дело. А помогла им господдержка – субсидия центра занятости населения и социальный контракт.

 

«Хомутошка» поможет сделать уроки

Светлана Пашкова по образованию экономист, за ее плечами 28 лет банковского стажа, большую часть которого она трудилась в Сбербанке. В прошлом году в силу жизненных обстоятельств женщина оказалась в Москве, где попробовала работать с детьми.

– Никогда даже не предполагала, что эта работа меня настолько увлечет, – признается она. – Я вдруг осознала, какой нераскрытый потенциал, оказывается, у меня имеется. Живое общение с ребятишками не сравнить с составлением бесконечных отчетов и прочей бумажной рутиной. Просто глоток свежего воздуха!

Вернувшись в Иркутск, женщина встала на учет в центре занятости населения. В феврале ей пришло письмо с приглашением принять участие в программе «Труд и занятость». Светлане помогли выбрать перспективное направление, она бесплатно прошла обучение по предпринимательству и защитила бизнес-план.

– Сначала я хотела открыть пекарню, – делится она. – «По совместительству» я же еще домашний кондитер. Несколько лет веду страничку в Инстаграм. Но поразмыслив, решила, что надо исходить из реалий той местности, где живешь. Иркутский район сегодня развивается стремительно. Растут новые микрорайоны, жилые кварталы, строятся школы, открываются детские развлекательные центры и спортивные секции. Но нет ни одного места, где бы детям помогали делать домашнее задание, учить уроки, пока их родители на работе. По сути, это группы продленного дня, которые были в каждой школе в советское время.

Светлана открыла ИП, нашла подходящее помещение, оформила аренду и закупила оборудование. Конечно, полученных 96 тыс. рублей от государства не хватило, ведь надо было покупать мебель, обустраивать учебный класс и игровую комнату, помещение для приема пищи. Пришлось оформлять кредит. Но дело пошло.

Сегодня в группе продленного дня, которую Светлана Пашкова решила назвать «Хомутошка», занимается 20 ребятишек в возрасте от шести до 10 лет из сел Урик, Грановщина и Хомутово. Детям здесь помогают выполнять домашние задания, готовят к школе, учат английскому, рисованию, игре в шахматы, декоративно-прикладному творчеству. Сама Светлана проводит мастер-классы, например, по росписи имбирных пряников.

В продленке детей кормят горячим обедом и полдником. Готовые блюда привозят по договору, заключенному предпринимательницей. А еще Светлана Викторовна теперь сама стала работодателем. У нее – шесть сотрудников. Кроме учителей-совместителей, она пригласила на работу выпускника МГУ, педагога шахматной школы «Четыре офицера» Андрея Касаткина.

Сотрудники центра – активные помощники всех общественных объединений села. А недавно детский развивающий центр «Хомутошка» завоевал свою первую награду – благодарность депутата Государственной думы Антона Красноштанова за сотрудничество и оказание помощи в работе клуба активных родителей «Каркуша».

– Конечно, хотелось бы развиваться, – делится планами Светлана Пашкова. – Не представляете, сколько родителей просят записать к нам своих ребятишек, но у нас пока нет такой возможности. Основную часть доходов забирает аренда. Подобные группы вполне можно было бы открыть на базе самих школ, чтобы не тратить деньги на отдельное помещение. Это бы улучшило процесс обучения, особенно у первоклассников. Сейчас я веду такие переговоры и очень надеюсь, что мне пойдут навстречу.

 

Как кузнец стал шампиньоны выращивать

Житель Тулуна Андрей Рыбаченко предпринимательской деятельностью занимался в течение нескольких лет. У него своя кузница, где изготавливаются кованые ворота, заборы, палисадники, оградки. Но в последнее время спрос упал.

 

 

– Кузнечная работа – сезонная. Заказы в основном идут с весны до осени, а зимой – тишина. Вот и приходилось растягивать заработок так, чтобы хватило всем на год, и мужиков не разгонять, – поясняет Андрей. – К тому же в последнее время работать стало тяжелее: цены на металл выросли втрое, как тут крутиться?

Несколько лет, делится, у него была мысль построить теплицы и начать выращивать овощи. И территория под строительство подходящая есть – участок в 30 соток с постройками для кузнечного дела. Но, говорит, все руки не доходили. А потом наводнением все строения смыло. Размышлял кузнец, как поправить дела, и надумал выращивать шампиньоны. На небольшие средства, что удалось скопить за несколько лет, построил ангар. По интернету из Тульской области выписал мицелий. Но на этом деньги закончились. Знакомые рассказали, что можно воспользоваться социальным контрактом. Андрей отправился в управление соцзащиты, узнал подробности, защитил проект и получил 250 тыс. рублей. На них «грибник» обустроил в ангаре трехэтажные стеллажи под выращивание шампиньонов и установил систему отопления.

 

 

– Конечно, нельзя сказать, что сразу все пошло гладко, – говорит предприниматель. – Когда посеяли грибы, оказалось, что нужно делать систему вентиляции. Чтобы шампиньоны хорошо росли, требуется постоянный приток свежего воздуха. Зимы у нас холодные, с улицы его не закачаешь. Поэтому пришлось строить еще одно помещение, где бы воздух смешивался, прогревался и только потом подавался внутрь.

Понадобился и парогенератор для обеззараживания почвы, компоста и соломы, а еще конский навоз. Оказывается, только такое натуральное удобрение подходит для выращивания грибов.

Несмотря на сложности, процесс вскоре наладился. Первый урожай Андрей снял через 45 дней после посева мицелия в почву. Постепенно разрослось и грибное хозяйство. Сейчас у Рыбаченко уже два ангара под грибы, камера под компост, «прожарка» и склад под оборудование. В текущей работе у него есть помощник. А на сбор урожая он нанимает двух резчиц.

Кузнец уже зарегистрировал свой бренд. Свежие шампиньоны тулунской грибной фермы «Рассвет» сегодня охотно покупают жители города и соседних территорий. От желающих, хвалится наш герой, нет отбоя. Через пару лет, как только увеличит объемы, собирается начать выращивать другие виды грибов. И даже взять на работу 15–20 человек. Ведь «грибной» бизнес, в отличие от кузнечного, имеет спрос круглогодично, а особенно в зимнее время.