Как помочь музеям?

Интерес к истории у детей и молодежи лучше всего пробуждают артефакты прошлого. Причем мало видеть экспонат под стеклом, гораздо интереснее держать его в руках или участвовать в поисках. Такую возможность дают ребятам школьные музеи. Частные же, не скованные рамками законов, порой создают грандиозные экспозиции и мероприятия. В этом убедились депутаты Законодательного Собрания, познакомившись с работой музея на полигоне ТБО под Иркутском.

 

Реконструкция битвы

Музей на полигоне ТБО под Иркутском поражает всех, кто впервые попадает на его территорию. Прямо у входа гостей встречают огромные корабли и средневековые рыцари, созданные из металлолома. Все экспонаты – когда-то выброшенные горожанами вещи. Если приехать сюда на майские праздники, можно стать свидетелем масштабной реконструкции крупнейшего танкового сражения Великой Отечественной войны – битвы на Курской дуге. Для этого здесь собраны танки, пушки, пулеметы и даже обломки военного самолета.

 

 

– Мы нашли в Иркутске двух участников курских событий, – рассказал директор Фонда памяти сибиряков Александр Расторгуев. – Воссоздали столкновение немецкой и советской армий – показали, как шли танки, вырыли окопы, поставили противотанковые ежи. По масштабу превзошли Белгородскую диораму, что признают ее авторы. В реконструкциях принимают участие самолеты из Оека, поэтому зрелище получается по-настоящему эпическим.

В павильонах музея собраны экспонаты, посвященные Великой Отечественной войне. Многие артефакты привезены поисковиками из-под Бреста. Настоящими реликвиями стали ордена и документы героя Советского Союза Николая Пинчука.

Напомним, музей работает отдельно от полигона и является частной инициативой. Парламентарии обратили внимание на его роль в патриотическом воспитании.

 

 

– Такие музеи, создаваемые настоящими энтузиастами, безусловно, необходимо поддерживать, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, – заметил спикер ЗС Александр Ведерников.

По словам управляющего партнера ООО «РТ-НЭО Иркутск» Артема Мищенко, вопрос спонсорской поддержки проекта находится на согласовании. Также есть рекомендации по закрытию в ближайшие годы действующего полигона ТБО и его рекультивации.

 

Второе место по «пушкинской карте»

Проблемы и перспективы развития музеев обсудили на заседании патриотического совета ЗС.

– Музейно-выставочные пространства дают возможность не просто ознакомиться с фактами, а окунуться в атмосферу прошлого, прикоснуться к ней руками, душой прочувствовать связь поколений, увидеть жизнь соотечественников в разные эпохи, – подчеркнул Александр Ведерников. – Одним из ярких примеров является музей полигона ТБО. Особое внимание необходимо также уделить развитию школьных музеев, которые играют важную роль в образовании и воспитании детей. Более того, в сельской местности – это зачастую единственное доступное собрание исторических экспонатов.

По словам министра культуры и архивов Иркутской области Олеси Полуниной, мы находимся на шестом месте в Сибирском федеральном округе по количеству музеев и на втором – по объему музейного фонда. Всего в регионе работают пять государственных музеев, 30 муниципальных, девять музеев структурных подразделений учреждений культуры, а также более 20 частных, более 30 ведомственных и корпоративных, более 300 школьных музеев.

 

 

– Общий фонд составляет более 600 тысяч единиц хранения, – рассказала министр. – В последние годы он увеличился на 55 тысяч. Соответственно музеям не хватает площадей, кадров и техники. При этом одной из главных задач становится освоение современных информационных технологий.

Вице-спикер ЗС Лариса Егорова поинтересовалась, как можно помочь негосударственным музеям.

– Через предоставление субсидий и грантов, – ответила Олеся Полунина. – Например, парк «Патриот» недавно выиграл грант на 8 млн рублей от Фонда культурных инициатив. Всего за прошлый год в Иркутскую область таким путем было привлечено 70 млн рублей, подано 206 заявок, в том числе от муниципальных музеев и некоммерческих организаций. Таким образом, размер поддержки серьезно вырос.

Член Иркутского военного патриотического парка «Патриот» Василий Сундарев поинтересовался, насколько востребованы музеи у молодежи. По словам министра, если ориентироваться на использование «пушкинской карты», то музеи стоят на втором месте по востребованности после театров.

Депутат Анатолий Обухов также напомнил об инициативе по созданию в Иркутске авиационного музея и предложил вернуться к рассмотрению такой возможности.

 

Дети собирают экспонаты

Большую часть заседания уделили проблемам развития школьных музеев Иркутской области, ведь их роль в патриотическом воспитании молодежи трудно переоценить. Замминистра образования Наталья Краснова рассказала, что такие музеи по профилю делятся на исторические, боевой славы, археологии и этнографии, литературные и художественные, естественнонаучные и комплексные.

 

 

– Занимаясь краеведческой работой на базе таких музеев, наши дети не только получают новые знания, но и учатся применять их на практике, – отметила Наталья Краснова. – Часто экспозиции пополняют сами ребята, проводя при этом огромную исследовательскую работу.

На федеральном уровне школьные музеи проходят паспортизацию. У нас сертификаты Министерства образования РФ получили уже более 100 музеев. Одной из главных проблем, по словам замминистра, стало закрытие музеев из-за переполненности школ и нехватки площадей, а также дефицит специалистов.

– В Иркутском районе есть краевед Семен Нефедьев, который создавал музей в Хомутовской школе № 1 в 1964 году, – рассказала она. – Затем музей переехал в школу № 2 из-за ремонта первой, но сейчас там музея нет. Необходимо восстановить его в новой школе, ведь каждый экспонат там был найден детьми. Вот еще один случай. Когда закрыли музей в селе Бутырка, его руководитель Татьяна Токарева попросила мужа сделать пристрой к своему дому и в нем разместила экспонаты.

 

 

Опытом работы школьных музеев на заседании совета поделились территории Приангарья. Методист по краеведению из поселка Михайловка Черемховского района Галина Веретенина предлагает решать проблему площадей, создавая так называемые классы-музеи:

– Можно будет проводить занятия сразу для большого количества ребят, а в свободное время вести уроки школьной программы. Нужно подумать и о создании виртуальных историко-краеведческих музеев на базе школ.

– Музей в школе № 7 поселка Култук существует более 40 лет, у нас около 8 тысяч экспонатов и более 10 разделов экспозиции, – поделилась его руководитель Анна Асеева. – Но основная наша проблема – отсутствие мультимедийного и экспозиционного оборудования. Мы просто не успеваем за современными детьми, что сказывается на их заинтересованности.

По итогам обсуждения патриотический совет ЗС рекомендовал правительству рассмотреть возможность увеличения финансирования на создание современной материально-технической и технологической базы музеев в Иркутской области.