Воспитатель должен быть актером

«И чтец, и жнец, и на дуде игрец», – с улыбкой говорят о своей профессии воспитатели детских садов. И это не преувеличение. Ведь чтобы дарить малышам радость, им приходится быть одновременно и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником, и психологом. О том, как воспитывать современных детей, рассказали работники детских садов Иркутского района.

 

Как сделать ребенка счастливым

Музыкальных занятий малыши детского сада комбинированного вида поселка Маркова всегда ждут с нетерпением. Знают, Светлана Анатольевна Травина обязательно приготовит для них что-то необыкновенное.

– Здравствуйте, ребята, – не говорит, а поет, приветствуя детей, музыкальный руководитель.

– Добрый день! – также под аккомпанемент фортепиано отвечают ребятишки.

 

 

Потом они показывают, как можно поприветствовать других с помощью танца. Но вдруг веселье прерывает тревожный сигнал сирены. На экране появляются взволнованные лица инопланетян:

– У нас случилась беда! Кто-то с нашей орбиты забрал три звездочки, которые освещали планету. Теперь у нас холодно и темно. Помогите!

Чтобы разыскать звезды, малыши собирают космический корабль из разноцветных деталей. Но для его запуска, оказывается, нужно уметь танцевать. Неожиданно на волшебном экране появляется подсказка – музыкальный кубик. Для того чтобы он раскрылся, надо выполнить определенные танцевальные движения. Потом ребятишкам помогает доремишка, с которым они осваивают следующие па. За ним – коврик с нотками… Так, через интерактивную игру они разучивают весь танец, а после «запускают» с его помощью свой космический аппарат и спасают несчастных гуманоидов.

Следующую группу ребят встречает веселая матрешка. Она просит малышей аккомпанировать ей на народных инструментах. Но где же их взять? Дети сами делают из подручных материалов трещотки, шумелки, свистелки и поют веселую песенку вместе.

– Несмотря на то что я работаю музыкальным руководителем уже 24 года, постоянно приходится придумывать что-то новое, чтобы деткам было интересно, – делится во время небольшого перерыва Светлана Травина. – Я убеждена: воспитатель должен быть актером. Каждый день, как волшебник, сочинять увлекательные истории и помогать детям поверить в сказку. Ведь лучший способ вырастить ребенка успешным – сделать его счастливым.

Она рассказала, что всегда хотела работать именно с малышами, поэтому, окончив Иркутское музыкально-педагогическое училище, сразу устроилась в детский сад. Со своим мужем военным ей пришлось немало поколесить по стране, но везде Светлана Анатольевна старалась работать по специальности. Главным в своей работе она считает индивидуальный подход к ребенку, потому что каждый малыш – личность. Точно также Светлана относится и к воспитанию своих троих детей. Старшие сыновья уже взрослые, дочь учится в школе. И пусть пока ей еще рано выбирать себе профессию, Светлану Анатольевну радует, что девочка проявляет большой интерес к маминой специальности и гордится ее успехами. В прошлом году Светлана Травина стала победителем районного конкурса «Воспитатель года».

– Я счастлива, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа. Я с радостью и любовью отдаю ребятишкам свои знания и опыт. Если бы начать свою жизнь сначала, то я снова выберу эту же профессию, – говорит она.

 

Надо постоянно учиться

А это уже детский сад в поселке Молодежный, где с прошлого года реализуется инновационный проект «Робототехника для дошколят». Инна Габидулина, заместитель заведующей, разработала его специально для ребятишек старших и подготовительных групп.

– Проект рассчитан на два года и сегодня применяется воспитателями во всех группах для детей от пяти до семи лет, – пояснила она.

В первый год обучения дети занимаются конструированием моделей из лего конструктора. Для своего главного героя мистера Знайкина они из разных маленьких деталей мастерят ему друзей. Кто-то делает мистера Умника, другие – Сладкоежку, Забывайкина, Большерука или миссис Кнопочку с Радугой. Фантазия ребятишек не знает границ. Дети выбирают специальные детальки, чтобы отразить в образе характер. Одни «человечки» отличаются по цвету, другие по росту… А потом все дружно сочиняют истории про эту компанию.

Во второй год задания усложняются. Малыши не просто конструируют фигуры, но и заставляют их двигаться. Чтобы, например, у крокодила открывалась и закрывалась пасть, надо написать специальную программу на компьютере. После к ней присоединяются датчики – и крокодил оживает! У одних маленьких программистов начинают танцевать птицы, у других – летать вертолет или ездить машинка. Кто-то и вовсе придумывает неведомую зверюшку-амфибию, способную передвигаться и по воздуху, и по воде, и по суше.

Инна Габидулина работает воспитателем уже 30 лет и за это время уже придумала не один десяток интересных и необычных проектов.

– Большую часть своей жизни я проработала в Бодайбо, – рассказывает она. – Уехала на север сразу после окончания Иркутского пединститута. Там мы с ребятишками тоже придумывали немало интересного. У нас, например, был проект «Аллея радости». В городском сквере мы создали поляну сказок, с малышами и их родителями мастерили из гипса фигурки, делали необычные клумбы, скамейки, урны… Еще создали театр Петрушки. Ставили спектакли, сами шили костюмы, делали декорации, а потом ездили на гастроли в соседние поселки Бодайбинского района.

Увлекаться программированием, говорит, она начала еще в Бодайбо, а окончательно погрузиться в цифровой мир помог сын, который недавно окончил бакалавриат по этой специальности.

– Чтобы быть интересным современным детям, нужно постоянно искать новые, нестандартные решения, – уверена Инна Равильевна. – Нынешние ребятишки начинают разбираться в сотовых телефонах и планшетах едва ли не с самого рождения. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкрепленные делом. Вот и приходится учиться самому, чтобы соответствовать своим воспитанникам.