28.11.2014 07:15
Рубрики
Культура
28.11.2014 07:15

Театр света и тени Марины Синишиной-Шпирко

Иркутского графика Марину Синишину-Шпирко недаром называют мастером детали и предмета, ведь как художник она достигла значительных высот именно в жанре натюрморта, возвысив его смысловой контекст почти до уровня картины. В ее работах между объектами выстроены настолько четкие логические связи, что делает их тождественными маленьким рассказам или театральным представлениям, где каждая вещь играет свою важную роль. Юбилею художника была посвящена выставка в галерее Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева.

– Натюрморт для меня – это маленький театр, – рассказала Марина Синишина-Шпирко. – Когда я придумываю его, то словно пишу маленький рассказ в голове. Иногда толчком к созданию может послужить какой-нибудь предмет, а дальше выстраивается история, прямо как в литературном произведении. Кстати, в работах почти всегда ощущается как бы присутствие человека, будто он только что вышел, ведь натюрморт для меня – сюжетный жанр. Толчком к созданию таких сложных постановок стала моя работа в детской художественной школе № 1, когда хотелось заинтересовать детей. Видимо, я очень старалась, потому что в итоге становилась рядом с ними и писала сама.

Всего в экспозиции было представлено более 50 работ, первые из которых выполнены в 1979 году, а самые свежие – в 2014 году. Среди них не только натюрморты, но и портреты, пейзажи в технике графики и живописи.

Марина Синишина-Шпирко родилась в семье живописца Евгения Шпирко и графика Раисы Бардиной. Известным театральным художником был и ее брат – Александр Шпирко. Пойдя по стопам родственников, она в 1978 году окончила декоративное отделение Иркутского училища искусств. Много лет сотрудничала с «Восточно-Сибирским книжным издательством» и издательством «Стимул». Является членом Союза художников РФ и творческого объединения МАРТ. Постоянно участвует в городских, областных, региональных и всероссийских выставках.

– Крайне редко на просторах Сибири можно увидеть художника такой потрясающей целостности, абсолютного вкуса, внутреннего равновесия и какой-то тихой душевности, – отметила искусствовед Тамара Драница. – Настроение ее работ более похоже на живописные произведения отца. Но речь здесь не идет о подражании, это скорее некий творческий ген, который есть у всех ее родных, и в каждом он проявляется по-разному.

Произведения Марины Синишиной-Шпирко можно назвать попыткой некоего философского осмысления жизни через неодушевленный предмет. Умело расставляя предметы, художник создает особое настроение в своих произведениях. Пример тому одна из ее последних работ «Хмурое утро». Это пейзаж, написанный сквозь натюрморт: в проеме рамы сушится рыба, плоть которой распластана на прутиках, рядом старый примус, а за стеклом через косые струи дождя видно три полуразрушенных деревянных дома. В другом, торжественном настроении выполнен «Корейский натюрморт», где красивый сервиз в зеленоватых тонах словно приготовлен для чайной церемонии, которая вот-вот начнется. А чтобы изобразить букет белых роз, художнику даже пришлось изобрести особую технику.

– Любовь к графике у меня от мамы. В этом направлении так много разных материалов и техник, и все хочется попробовать, а иногда приходится придумывать что-то свое, как в этой работе, – объясняет Марина Синишина-Шпирко. – Сначала я сделала карандашный рисунок, и все светлые участки закрасила белой гуашью, потом всю работу покрыла китайской тушью, просушила и устроила ей душ. В итоге, там, где были белила, остались светлые пятна, а где тушь – тень. Потом сверху прорисовала детали карандашом. Графика вообще очень трудоемкий процесс, и иногда на создание работы уходит несколько месяцев.

Однако несмотря на явную привязанность к графике, Марина Синишина-Шпирко считает, что художник не должен ограничивать себя в какой-либо технике, поэтому помимо живописи увлекается декоративно-прикладным творчеством – расписывает матрешек. А недавно она начала декорировать сухие тыквы. Результат своих экспериментов художник обещает представить на следующих выставках.

– Удивительно, что все эти утилитарные предметы, которые есть в мастерской почти у каждого художника, у Марины приобретают почти сакральный смысл, – считает Тамара Драница. – Она настолько умело смещает акценты и обыгрывает деталь, что в ее работах чувствуется хорошая литературная, я бы даже сказала, поэтическая подоснова, по настроению близкая к Серебряному веку. Поэтому Марину Синишину-Шпирко можно смело назвать мастером детали и предмета и поставить в один ряд с такими иркутскими женщинами-художниками, как Галина Новикова, Светлана Гаращук и Людмила Статных. А как график она вместе со своей матерью Раисой Бардиной входит в десятку лучших авторов России.