19.04.2013 07:15

20 апреля – национальный День донора

Когда в начале XX века австрийский врач Карл Ландштейнер обнаружил существование у человека четырех групп крови (за что был удостоен Нобелевской премии), он и не подозревал, что благодарные потомки объявят день его рождения – 14 июня – Всемирным днем донора крови.

Россия, заглянув вглубь своей истории, тоже обнаружила один примечательный факт. Еще в 1832 году молодой и весьма дерзкий петербургский акушер Андрей Вольф, спасая роженицу от обильного кровотечения, грозящего неминуемой смертью, уговорил ее мужа поделиться свой кровью с женой. Этот первый в российской практике случай переливания крови произошел 20 апреля, дав повод отмечать этот день как национальный День донора. Таким вот образом российские доноры и врачи «Службы крови» получили возможность отмечать сразу два праздника.

Кроводаче, как сказал мне главврач Областной станции переливания крови Максим Зарубин, все возрасты покорны:

– Пока здоровье позволяет, можно сдавать. На Западе бывали случаи, когда человек отмечал свое столетие сдачей крови.

Западная статистика утверждает, что для поддержания национального здравоохранения на должном уровне в стране на 1 тыс. жителей должно приходиться 40 доноров. В России их примерно 12–13.

– Показатель не очень объективный, – считает Зарубин. – Человек раз сдал и уже попадает в статистику. Надо считать по числу донаций на тысячу жителей. У нас есть кадровый состав доноров, который годами сдает кровь.

Женщинам разрешается четыре раза в год посетить станцию переливания крови, мужчинам – пять. Не потому, что мужская кровь имеет какую-то особую ценность, а исключительно из-за физиологических особенностей женского организма.

Тех, кто наберется терпения и сумеет 40 раз сдать кровь, ждет награда – звание «Почетный донор». На это, как легко подсчитать, потребуется 8–10 лет. Процесс можно ускорить и сдавать плазму крови. Хотя в этом случае придется ложиться под иглу уже 60 раз, зато это можно делать два раза в месяц. И уже через три года претендовать на особый донорский знак.

Кроме знака у почетных доноров есть и другие привилегии. Главные – две: денежные выплаты и при выходе на пенсию присвоение звание «Ветеран труда». Выплаты каждый год индексируются и составляют сейчас ежемесячно 900 рублей с небольшим. Надо сказать, что отряд почетных доноров в Иркутской области достаточно велик и составляет более 6 тыс. человек.

Андрею Миронову всего 36 лет, а он уже почетный донор.

– Раз сдал, а потом как-то незаметно втянулся, – рассказывает он. – Я все больше на сдачу плазмы налегаю. Лет пять уже этим занимаюсь. За это время из меня ведра три, наверное, выкачали. Каждый раз какую-то легкость в теле ощущаешь. Врачи вот говорят, организм донора легче переносит травмы. Испробовать верность их слов пока не пришлось (смеется), но это свойство всегда может пригодиться, так ведь? Ну и к тому же – удовлетворение, что больным людям помощь приносишь.

В прошлом году в области было заготовлено около 40 тонн крови. Половину из этого дала областная станция переливания крови. Как обычно, самый низкий забор крови в январе. Студенты разъезжаются на каникулы, народ приходит в себя после длительных каникул, восстанавливая огуречным рассолом потерянные кровяные тела. Второй спад – в июле, августе, в период отпусков. Выручают запасы, сделанные в другие «кроветворные» месяцы.

Надо сказать, что технология получения, переработки и хранения крови убежала далеко от прежних времен. Если раньше донорскую кровь паковали и рассылали по больницам, можно сказать, в первозданном виде, то сейчас ее разделяют на компоненты: плазму, эритроциты и тромбоциты.

Особым спросом пользуются тромбоциты, отвечающие за свертывание крови. Многие доноры специализируются как раз на их сдаче. Операция эта, в отличие от обычной донации крови, длящейся 10–15 минут, затягивается на пару часов. Специальный аппарат порциями забирает кровь из вены, отжимает на центрифуге тромбоциты, а все остальное возвращает в организм.

– Раньше такого вида донорства не было, – объяснил Максим Зарубин. – К нему подтолкнуло развитие медицины. Появились новые химиотерапевтические препараты, с помощью которых лечат те же лейкозы у детей и взрослых. Но при этом возникает побочный эффект – падает содержание тромбоцитов. Надо их восполнить. Вот они их нам и заказывают.  

Компонент, как мне рассказали, очень капризный, срок его жизни не больше пяти дней. Хранится он при строго фиксированной температуре в 21–22 градуса выше нуля в специальных миксерах, которые все время покачиваются, чтобы избежать склеивания пластинок.

Эритроциты, служащие для транспортирования кислорода из легких в ткани организма и углекислого газа обратно, более неприхотливы – они живут 42 дня при температуре плюс 4 градуса. А самая жизнестойкая – плазма крови, состоящая на 85% из воды и различных белков. В замороженном виде при минус 40 градусов она может храниться три года.

Самая распространенная группа крови – вторая, самая редкая – четвертая. Ею обладают примерно 5% людей. А вот у жителей Усть-Ордынского округа чаще всего встречается третья.

– От группы крови здоровье зависит или нет? – интересуюсь у Зарубина.

– Данных на этот счет пока нет, – смеется он.

– А ребенок наследует группу крови родителей?

– Не обязательно. Чем больше разнос групп крови у родителей, например, у матери первая, а у отца четвертая, тем больше вариаций.

В январе этого года вступил в силу новый закон о донорстве, отменивший платное донорство. В общем, этого следовало ожидать. Ведь слово «донор» в переводе с латинского означает «дарить». Правда, сохранена возможность платного донорства при редком фенотипе крови, а также при сдаче тромбоцитов, плазмы или эритроцитов методом афереза. Однако приоритет отдается безвозмездному донорству.

– Народу, конечно, поубавилось, особенно на сдачу тромбоцитов, – признался главврач. – Платили ведь дорого, по две тысячи рублей. Очередь выстраивалась, а сейчас – свободно. Но снижение не катастрофическое, все заявки больниц мы обеспечиваем бесперебойно.

– На западе тоже сдают безвозмездно?

– Давно уже. Там это считается своеобразной гражданской обязанностью, типа службы в армии. Ты и приличной карьеры не сделаешь, если у тебя не будет солидного донорского стажа.

Кстати, у самого главврача стаж немалый. Недавно, как рассказали мне его сослуживцы, ему присвоено звание «Почетный донор». И это, между прочим, не редкость на Областной станции переливания крови. В экстренных случаях нет нужды вызывать кадровых доноров, под иглу может лечь любой сотрудник станции: от санитарки до главврача.