«Рождественские грезы» с печальным финалом

Трагикомедия о сломанной судьбе и родительском эгоизме

Какими бы идеальными родителями вы ни были, ребенку всегда будет что рассказать своему психологу. Сложную тему отцов и детей в премьерной постановке «Рождественские грезы» по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала» на основной сцене Иркутского драмтеатра вновь исследует режиссер Александр Баркар, уже известный иркутскому зрителю по спектаклю «Лошадка». Только речь в постановке идет не о милых огрехах в воспитании, а о сломанной судьбе и родительском эгоизме, замаскированном под любовь. Поэтому произведение, задуманное драматургом как водевиль, вполне оправданно превращается в трагикомедию.

С первых минут спектакля зрители видят странную квартиру, где книжные шкафы соседствуют с фанерными кошками, а стены в зависимости от ситуации меняют цвет и становятся то ярко-розовыми, то цвета индиго, то зелеными или белыми. Художнику-сценографу Юлии Пичугиной удалось создать условное пространство, где все выглядит ненастоящим. Эффект нарочитой театральности создают и рабочие сцены, которые еще до окончания первого действия на глазах у зрителей начинают убирать декорации.

В этой ненастоящей реальности живут своей замкнутой жизнью две женщины. Софья Ивановна (Виктория Инадворская, Марина Елина), которая почти весь спектакль сидит на двухметровой высоте, словно на троне, и ее послушная сорокалетняя дочь (Ярослава Александрова, Надежда Савина). Мать больна и несчастна, как она сама говорит, и чувствует, что скоро умрет, а единственное, что ее беспокоит, это то, что ее Танечка останется одна, без мужа. «Почему ты была такая послушная?», – вопрошает Софья Ивановна.

О причине этого послушания зрители начинают догадываться, когда в квартиру прямо из зрительного зала устремляется мужчина. Айтишник Игорь (Игорь Кашуцкий, Иван Гущин) с шампанским и цветами просто ошибся дверью. Его яркий образ контрастирует с миром, в котором живут женщины. Кажется, что они – люди из разных эпох. Таня попросит Игоря, по сути, первого встречного, подыграть ей и представиться ее женихом, чтобы сделать последние дни жизни умирающей матери счастливыми. В процессе этого странного, полного взаимных подколок, общения кажется, что между мужчиной и женщиной как будто и правда вспыхивают чувства.

Пронзительно и страшно звучит монолог Татьяны о том, что их тихая и однообразная жизнь с мамой на самом деле не такая, как кажется, ведь она наполнена любовью. Особенно неприятно, когда мама, вроде бы успокоенная наличием жениха, говорит о том, что она очень жалеет, что Татьяна никогда не станет матерью, и она была бы по-настоящему счастлива, если бы у нее появилась внучка. Но когда во втором действии Татьяна приводит в дом девушку Дину (Инна Королева, Алена Бочкарева) и говорит, что это оставленная ею в молодости дочь, которую она внезапно обрела, становится по-настоящему неприятно. Татьяна даже отдает девушке, которая оказывается студенткой училища культуры, фамильные драгоценности. Ведь в ее жизни нет ничего более важного и значимого, чем угодить умирающей матери. По законам жанра в квартире появляется счастливый отец – Игорь. Мужчина, влюбленный в Татьяну, после некого замешательства соглашается с тем, что у него есть дочь.

В апофеозе этого «водевиля» заботливая мать в канун Нового года выставляет дочь из дому с полным собранием сочинений Диккенса – самой главной семейной реликвией, которую она должна презентовать Игорю. Но ситуацию спасает фальшивая внучка в костюме Деда Мороза. Она дарит Татьяне красивое платье. Потом появляется Игорь, и бабушка уже не умирает, а вместе с обретенной семьей собирается на Бали. Вроде бы вот он – сказочный финал. Но занавес закрывается, и на авансцене появляется Татьяна со свечкой, которая, словно в бреду, повторяет разные фразы из своих монологов. «Я такая фантазерка», – говорит она. И зрителей поражает страшная догадка…

В итоге этот веселый и динамичный спектакль оставляет очень тягостное ощущение. Невольно в памяти всплывают похожие ситуации из жизни, когда родители своим непререкаемым авторитетом ломают судьбы детей. И умирая, оставляют их в одиночестве и растерянности.