Цифровые сервисы на все случаи жизни

По доступности интернета Иркутская область занимает третье место в Сибири. Причем для выхода в сеть жители все чаще используют смартфоны, нежели персональные компьютеры. Высокий показатель наш регион имеет и по получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. О том, как в повседневной жизни помогают информационные технологии, на пресс-конференции рассказали министр цифрового развития и связи региона Игорь Рыморенко и руководитель Иркутскстата Ирина Иванова.

 

90% семей имеют доступ в интернет

Объективно оценить степень проникновения информационных технологий в повседневную жизнь можно только с помощью опроса граждан. По словам Ирины Ивановой, такие опросы органы статистики проводят с 2013 года.

– В текущем году за два раунда обследования будет опрошено более 2,5 тысяч жителей в 33 населенных пунктах Приангарья. Первый этап данной работы уже завершен, второй пройдет с 16 по 22 октября. Такие обследования проводятся для оценки эффективности государственных программ, направленных на повышение качества жизни населения, в том числе национального проекта «Цифровая экономика РФ», – подчеркнула глава Иркутскстата.

На основании полученных данных можно сказать, что в Приангарье доступ к сети интернет имеют уже 90% семей. Причем почти весь интернет широкополосный. И все чаще пользователи предпочитают выходить в сеть с помощью смартфонов, хотя по результатам опроса в 2015 году чаще для этих целей использовался персональный компьютер.

– Несмотря на активное развитие цифровых технологий, 12% населения в нашем регионе не пользовались интернетом. В качестве причин называют недостаток навыков в работе, отсутствие навыков технической возможности, есть и такие, которые говорят о высоких затратах на подключение, – пояснила Ирина Иванова.

Руководитель Иркутскстата отметила, что чаще всего жители области используют интернет для оплаты налогов и сборов (42%), записи на прием к врачу и получения услуг здравоохранения (40%). Далее идут услуги ГИБДД (29%), социального обеспечения и регистрации (25%), образования (18%), жилищно-коммунального хозяйства (14%). При этом уровень удовлетворенности качеством предоставления электронных госуслуг в Приангарье довольно высок – 88%.

– Среди субъектов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает третье место по оснащению домохозяйств персональными компьютерами. Этот показатель у нас составляет 68,6%, мы уступаем лишь Алтайскому краю и Новосибирской области. Также занимаем третью строчку в рейтинге по доступности к интернету, после республик Тыва и Алтай. Кроме того, ежегодно растет количество тех, кто регистрируется на портале Госуслуг и пользуется его услугами, – сообщила руководитель Иркутскстата.

 

Устраняя цифровое неравенство

В настоящее время в регионе менее 190 населенных пунктов остается без доступа к мобильной связи и интернету. С 2014 года, как сообщил Игорь Рыморенко, в Приангарье реализуется программа по устранению цифрового неравенства. Чтобы определить, какие из малых и отдаленных населенных пунктов региона, с численностью от 100 до 500 человек, будут обеспечены мобильной связью и интернетом в первую очередь, проводится голосование.

С начала года оборудование связи стандарта 4G введено в эксплуатацию на территории 18 населенных пунктов. До конца текущего года базовые станции мобильной связи установят еще в 24 селах и деревнях. Столько же населенных пунктов будет оснащено вышками сотовой связи в 2024 году.

– Эта работа проводится в рамках федеральной программы «Устранение цифрового неравенства 2.0» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Правительством Иркутской области совместно с сотовыми операторами прорабатываются дополнительные возможности обеспечения связью отдаленных и малочисленных населенных пунктов региона. Так, предусмотрены субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на эти цели, – сказал Игорь Рыморенко.

С появлением мобильной связи и интернета у граждан появляется возможность пользоваться цифровыми сервисами и услугами. По словам министра, к концу этого года количество доступных и предоставляемых в электронном виде услуг увеличится до 100.

– В ближайшие дни на портале Госуслуги появится новая услуга – предоставление социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию. Кроме того, нами проанализированы процессы предоставления 18 наиболее востребованных услуг в сфере социальной защиты населения, часть из них укрупнена, сокращены сроки предоставления, исключены ненужные документы. Жителям нашего региона доступно приложение «Госуслуги.Дом», его разработали на базе ГИС ЖКХ при поддержке минстроя и минцифры. Этот сервис позволяет передать показания приборов учета, оплатить услуги ЖКХ без комиссии, направить обращение в управляющую организацию через чат-бот, принять участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, получить информацию об управляющей организации о плановых работах и аварийных ситуациях в доме. Скачивайте мобильное приложение и пользуйтесь, – сообщил министр.

Также, по его словам, во взаимодействии с порталом Госуслуг работает Платформа обратной связи (ПОС), с помощью которой граждане могут общаться с органами власти. Еще один современный и доступный инструмент для этой цели – Госпаблики, которые призваны помочь человеку в решении его повседневных проблем.

– В целом мы можем констатировать, что информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и продолжают развиваться, – подчеркнул Игорь Рыморенко.