04.10.2023 11:14

Людям интересны люди

Как власть работает с соцсетями и почему важно оценивать достоверность информации

Константин Придыбайло, специальный корреспондент редакции вещания на страны СНГ и Балтии АНО «ТВ-Новости» (RT), российский журналист и медиаменеджер, автор телеграм-канала «Придыбайло» о роли социальных сетей.

 

– Константин, свои страницы в соцсетях ведут артисты, топ-менеджеры, губернаторы. Почему политикам важно быть публичными фигурами и выходить в социальные сети?

– Много лет и политиков, и коллег-журналистов люди видели только в телевизоре или читали в газетах, а из реальной жизни эти люди испарялись. Например, ведущего телевизионной программы зрители видят в эфире, а потом раз – и тебя нет. Никто не знает, как ты живешь, что делаешь, и вообще, что ты из себя представляешь.

То же самое с политиками. Они говорят нам какие-то там программные речи, что-то обещают, что-то делают, а их реальная, настоящая жизнь, она где-то пропадает, как бы за кадром. Но в современном мире востребована «новая искренность»: честность, откровенность, открытость. Людям интересны люди.

В России есть организация – АНО «Диалог», которая на протяжении нескольких лет работает с политиками и чиновниками, добиваясь, чтобы они стали более открытыми. Чтобы люди понимали, что политики – они точно такие же, ходят по тем же улицам, решают те же проблемы, что и мы. Cогласитесь, есть разница, когда губернатору или мэру пишут обращения из разряда «есть яма на условной улице Карла Маркса», а за него потом какие-то чиновники отвечают; или когда люди видят: вот он, губернатор, сам идет по этой улице, видит эту яму и сам говорит: «Да, мы здесь дорогу обязательно отремонтируем».

 

– Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев регулярно занимает высокие места в рейтинге открытости. А кого еще из глав регионов можно отметить?

– Игорь Кобзев, наверное, один из лучших губернаторов в России именно в плане ведения социальных сетей и открытости. У него очень хороший телеграм-канал #кобзевнасвязи. Чем хорош этот канал? Там не только оперативно сообщаются решения, но еще важна естественность. Очень много социальных сетей официальных лиц, которые такие… пластиковые. Видно, что их ведут помощники, аппарат, пресс-служба. А #кобзевнасвязи живой, его интересно читать.

Среди губернаторов можно отметить телеграм-канал Антона Алиханова, губернатора Калининградской области. В лидерах приграничные с Украиной регионы. Там руководители поставлены в такие условия, что их телеграм-каналы стали, по сути, информационным каналом для всего региона.

Мне нравится канал Михаила Дегтярева, губернатора Хабаровского края. Там много самоиронии, он вообще человек с юмором, даже участвовал в выступлении региональной команды КВН.

 

– Разве губернатор может позволить себе самоиронию и чувство юмора? Мы привыкли, что это важная персона, тут, что называется, шутки в сторону…

– Не просто могут, а должны позволять. Юмор помогает снять напряжение, а где-то, наоборот, акцентировать внимание на проблеме. Сейчас юмор очень востребован. Когда началась спецоперация, произошел взрывной такой рост телеграм-каналов, которые пишут про новости с юмором, где информационная повестка, вроде «зерновой сделки», приправлена юмором и иронией. Это вызывает интерес, репост, люди такие новости охотно обсуждают. В отношении высокопоставленных чиновников, губернаторов или депутатов это тоже работает. Без юмора никуда.

 

– Вскоре после начала спецоперации некоторые социальные сети на территории России запретили. Как политики адаптировались, им комфортно в том же телеграмме?

– Я недавно с Валерием Федоровым, руководителем ВЦИОМ. Спросил его, в том числе, как изменилась Россия после начала спецоперации с точки зрения социологии? Он говорит, чтобы принять любые изменения, россиянам нужно примерно три месяца. Началась спецоперация, кто-то испугался, кто-то удивился, кто-то не ожидал, кто-то, наоборот, ждал и готовился. Прошло три месяца, вся страна приняла эту новую реальность и продолжает дальше спокойно жить. Потом началась мобилизация, снова кто-то испугался, прошло три месяца, еще и Новый год сверху лег. Все! Все приняли новую реальность, дальше живут как жили.

Именно здесь, кстати, прокололись наши оппоненты, мне кажется. Они думали, что, лишив нас каких-то брендов, привычных марок одежды или там, автомобилей, добьются того, что россияне возьмут вилы и пойдут на Красную площадь. А до сих пор на Красной площади одни туристы, а с вилами никого. Ну ушел MacDonald’s, другой ресторан появился, не стало одних джинсов, другие появились, никто голыми не ходит.

Видимо, это наш какой-то культурный и социальный код. Мы под новые обстоятельства не ломаемся, мы под них подстраиваемся и продолжаем дальше жить так, как нам хотелось бы.

В интернете примерно то же самое произошло. В свое время мы подсели на иглу удобных западных сервисов. Почему? Да потому, что было удобно. Я вот когда сюда шел, триста метров от гостиницы, залипал в YouTube. Кому-то удобно было в Facebook (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – прим. «Областной»), там была своя тусовка, наши либералы любили писать про то, как все плохо, и как Россия загибается. Я тоже пользовался этим сервисом, мне этот зоопарк забавен. Ну запретили его в России, и что? Сейчас, думаю, 90% россиян вообще не жалеют о том, он исчез. Зато наш ВКонтакте, который на протяжении многих лет существовал в каком-то «полузамерзшем» состоянии, получил мощный импульс к развитию, сейчас там аудитория растет, новые сервисы запускаются. Мы привыкли и живем себе дальше.

 

– На личном канале Константина Придыбайло @pridybaylo_k пятнадцать тысяч подписчиков. Это твоя личная аудитория. Насколько сложно заниматься личным телеграм-каналом, при том, что ты много работаешь в качестве журналиста на RT?

– Я не скажу, что это суперсложно, и не скажу, что суперлегко. Важно постоянно быть в информационном потоке и пытаться найти в нем что-то интересное. Гнаться за информационными телеграм-каналами больших редакций нет смысла. Хочется находить в большой информационной булке изюм, и вокруг этого изюма уже пытаться что-то свое делать, выражать свое мнение.

Вот я гулял по Иркутску, шел мимо здания, в котором находилось консульство Польши – а там флаг Советского Союза. Я друга спрашиваю, говорю, а что вообще происходит? Ну вот, было консульство, флаг Евросоюза висел – когда его какие-то ребята хотели снять, приехала полиция. Не получилось с первого раза. Ну так ребята снова втихаря залезли, воткнули флаг СССР, и он там до сих пор висит. Вот такие интересные вещи хочется рассказывать.

Сейчас людям интересны люди, а традиционным медиа людей, наоборот, меньше доверяют. Именно поэтому растет количество авторских телеграм-каналов. Люди подписываются на какого-то автора и доверяют ему больше, чем большому телеканалу.

 

– В море авторского контента часто попадается непроверенная, а иногда и ложная информация. Как человеку не попасть на крючок к манипулятору информацией?

– Самый главный, очевидный такой маячок, что перед вами подделка – это когда информация перенасыщена эмоциями. Сейчас много негативной информации, когда на экране убийство, кровь, война, бывает, что там фигурируют женщины, бабушки и дети. Эмоции захлестывают: это повод немножко остановиться, перечитать и подумать. Проанализировать, понять, насколько это вообще реально, кому эта информация выгодна.

 

– Есть в коллекции любимый фейк?

– Недавно гуляла какое-то время назад информация о том, как украинка сбила банкой с огурцами российский дрон. Ее запустила руководитель украинского Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности, потом в пересказе откуда-то появилась «банка с огурцами». Полный бред, но какая-то часть аудитории – понятно какая, в эту историю поверила.

В начале специальной военной операции очень много было дезинформации на основе компьютерных игр. Я дома частенько смотрю украинские телеканалы, удивляюсь, как соседи еще полицию не вызвали. Так вот, там они частенько в новостях показывали фрагменты из компьютерных игр, например, из Arma 3, и рассказывали, как украинская армия перемогает.

Среди «любимых» есть и старые байки, еще из Беларуси. В топе, конечно, «Кристина минус 25 зубов». Была такая история, про девушку Кристину, которую якобы задержали белорусские силовики и резиновой палкой выбили у нее – внимание! – двадцать пять зубов. Вышла статья в оппозиционном медиа, потом ее перепечатали шведы. Мне стало интересно, позвонил знакомому стоматологу – он говорит, зубов их вообще-то на минуточку, всего 32, так вот, если человеку без обезболивания выбить почти все зубы, он, скорее всего, умрет от болевого шока. Мы потом искали эту Кристину, она не нашлась.

Очень многое зависит от профессионализма журналистов и критического мышления. Помните историю, когда Лайма Вайкуле в интервью зарубежным СМИ заявила, что она и Пугачева кормила Советский Союз? Мы обсуждали это в чате, в котором сидят авторы многих телеграм-каналов, и ребята, которые ведут канал, специализирующийся на политическом юморе, говорят – о, это нам зайдет! И тут же выдают у себя на канале «новость», что Лайму Вайкуле лишают латвийского гражданства за то, что она «кормила Советский Союз». А на следующий день эта «новость» выходит на самых серьезных сайтах и даже в газетах. Я написал коллеге с «Комсомольской правды»: ну чувак, ну это же юмор, вспомни, где ты увидел эту новость? Они дали опровержение потом… Вроде бы никому не вредит, и все поржали, но осадочек остался. Если ты работаешь с информацией, нужно быть аккуратным.