Умыться росой и погадать

Белорусские народные обряды к празднику Юр’я

В селе Тургеневка Баяндаевского района, самом известном белорусском селе Иркутской области, отметили Юрьев день, или по-белорусски Юр’я. Это праздник в честь покровителя домашних животных и сельской нивы святого Юрия. По традиции в этот день крестьяне умывались утренней росой, проводили обряд первого выгона скота на пастбище, открывали сезон весенне-летних песен.

 

МАЛЕНЬКАЯ БЕЛОРУССИЯ

Белорусский праздник земледелия Юр’я впервые прошел в Иркутской области, и вполне закономерно, что организовали его в селе Тургеневка, неофициальное название которого – маленькая Белоруссия. Национальный колорит здесь проявляется уже на въезде в село, где гостей встречает указатель с бело-красным орнаментом и названием деревни на русском и белорусском языках. Отличаются и дома местных жителей – адресные таблички с этническими узорами.

Почти половина местных жителей – потомки белорусов, переехавших сюда во время Столыпинской реформы. Основали деревню в 1909 году и до сих пор здесь бережно относятся к обычаям своих предков, говорят на родном языке, отмечают старинные праздники: Гуканне вясны, Купалле, Дажынки – на эти национальные гуляния в деревню всегда съезжаются многочисленные гости.

А теперь в календаре праздников сибирских белорусов появилась еще одна дата – Юр’я. Возродить традицию празднования решил глава Тургеневки, председатель общественной организации «Местная национально-культурная автономия белорусов Баяндаевского района Иркутской области» Виктор Синкевич, потомок белорусских переселенцев.

– Я коренной белорус. Как по отцовской линии, так и по материнской у меня оба деда из Белоруссии, выходцы из Гродненской губернии. Мой прадед приехал сюда, когда ему было 23 года, у него на руках был новорожденный ребенок, мой дед. Прадед здесь корчевал тайгу, строил дома, – рассказал о себе глава.

Касательно праздника Юр’я отметил, что планировалось мероприятие в деревне давно. Считает, что для района, где традиции скотоводческого хозяйства всегда были и остаются сильными, сам бог велел проводить этот праздник.

 

 

– В нашей деревне скот пасут десятилетиями, хотя сейчас, может быть, меньше, ведь пасти коров, овец, лошадей – дело совсем не простое. Оно и финансово затратное, и физически тяжелое, поэтому среди молодежи это направление не так популярно, как хотелось бы. Тем не менее в нашей деревне скотоводческие традиции живы. Я считаю, праздник Юр’я, во-первых, нужен с точки зрения сохранения традиций – чтобы та же молодежь знала, как проводились обряды, чтобы было осознание, что живут в белорусской деревне, и понимание, чем занимался наш народ. Во-вторых, людей, которые держат скот, нужно поощрять, чтобы была не только рутина, но и праздники, можно сказать, профессиональные, – пояснил Виктор Синкевич.

К празднику село Тургеневка готовилось долго, важно было доподлинно восстановить утраченные календарные обряды. Единственное, что было изменено, это дата. Юр’я белорусы отмечали 6 мая.

– Этот праздник знаменует приход весны и начало полевых работ. Но поскольку весна нынче задержалась, в начале мая у нас здесь сугробы стояли по пояс, то праздник тоже пришлось перенести на более теплое время, – уточнил Виктор Синкевич.

 

УТРЕННЯЯ МАГИЯ

Праздник Юр’я в Тургеневке начали отмечать с восходом солнца. Первое, что сделали девушки и женщины, – исполнили обряд умывания утренней росой, чтобы сохранить надолго свою молодость и красоту. По поверьям, соприкосновение с первой росой считается магическим и чудодейственным. За росой прошли в поле через всю деревню с песней «Выйду я во двор». Там расстелили на траву белые скатерти, чтобы роса пропитала ткань, после умылись росою и высушили лицо в лучах восходящего солнца.

 

 

Вернувшись в деревню, женщины встретились со знахаркой и старым пастухом. Вместе они подготовили все необходимое для обрядов, связанных с благополучием, сохранностью и плодовитостью скота. Далее маршрут следовал к дому местной жительницы Татьяны Гуриной, которая держит коров.

– Я, как и многие местные, – потомок переселенцев. Моя бабушка – из Белоруссии. Привезли меня в деревню совсем маленькой. Мои родители всю жизнь в колхозе работали. Папа – пастухом, мама – дояркой. Сколько себя помню, мы всегда держали скот и будем продолжать это делать! – сказала Татьяна Гурина.

 

 

Она пригласила всех гостей во двор и вынесла из дома «крестцы» – булочки в форме крестиков, которые раздала присутствующим со словами:

– Ешьте, любые детки, каб и коровка моя ела, прибывала, молочка давала!

 

 

Далее хозяйка взяла святую воду, веточку вербы с иконы, яйцо и другую атрибутику, необходимую для обрядов. Помолилась святому Георгию, чтобы он уберег животных во время летнего выпаса, чтобы они были целы и здоровы. Подоила корову, угостила гостей молоком. Обсыпала коров маком, издревле он считался символом плодородия, обрезала у коровы кончик хвоста и спрятала за пазуху, сказав: «Каб ты ходзила-ходзила, да не блудзила».

 

 

После коров вывели на улицу, обнесли целебными травами от злых духов, знахарка прокатила яйцо по спинам животных, чтобы они были такие же круглые и здоровые, а также слегка отшлепали веточками вербы, по поверьям, это защита от хворобы.

Совершив все обряды, связанные с благополучием скота, жители Тургеневки выгнали коров на пастбище. Стадо сопровождал самый пожилой пастух села Николай Артасюк, потомок белорусских переселенцев, старожил этих мест.

 

 

– Я скотину пас с юных лет. Сейчас у меня четыре коня, корова, бычок и 15 овец. Помоложе был, держал больше. Как же жить в деревне без своего мяса? Зачем мне колбаса, непонятно из чего сделанная? – рассуждает пастух. – А что касается Юрьева дня, скажу, что традиции предков надо возвращать, пока совсем не исчезли. Вот, к примеру, язык наш родной – белорусский, сейчас мало кто на нем в деревне говорит, а раньше он жил в каждом доме…

 

ЮРЬЕВСКИЕ ЗАБАВЫ

Пока мужчины гнали стадо через всю деревню, девушки гадали. Для этого под ноги коровам они бросали крашеные яйца и наблюдали: чье будет растоптано, той желание и исполнится.

 

 

После совершения всех обрядов – юрьевские забавы. Для гостей устроили настоящий праздник. Все угощались белорусскими блюдами, пели, танцевали. К участникам мероприятия с приветственным словом обратился начальник отдела по национальной культуре администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Раиса Шадарова. Она отметила, что национальный белорусский праздник органично вписывается в жизненный уклад многонациональной территории.

– Именно в Усть-Ордынском Бурятском округе, где сосредоточено 45% крупного рогатого скота от общего областного поголовья, сумели сохранить традиционные формы хозяйствования. Наши жители умеют и любят ухаживать за крупным рогатым скотом. Думаю, по-соседски все учатся друг у друга, иначе не было бы таких успехов в отрасли животноводства. Но такого красивого праздника, с обрядовыми традициями выгона скота, нет, конечно, нигде. Историю села, основанного во времена Столыпинской реформы, знают все. Но мало кто знает современную историю Тургеневки. А эту историю делаете сегодня вы – очень трудолюбивые, стойкие и гостеприимные жители села! – отметила Раиса Шадарова.

 

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ

В селе Тургеневка праздник Юр’я собираются сделать ежегодной традицией. Есть идея реализовать и другие проекты, связанные с возрождением старинных белорусских традиций.

 

 

– Я горжусь, что нашу деревню называют маленькой Белоруссией! У нас есть богатый этнографический музей, старинная мельница, в Доме культуры проводим мастер-классы: по танцам, кухне, учим плести изделия из соломы, ткать пояса с белорусским орнаментом. К нам приезжают туристы. Будем и дальше возрождать народные традиции, – сообщил Виктор Синкевич.

В следующем году, по его словам, вновь проведут праздник Юр’я. Есть намерения сделать его более масштабным. Кроме того, в селе развивается такое направление, как белорусская кухня. Речь не только про драники и сало, ведется работа по изучению старинных блюд, их приготовлению и популяризации. Отдельное внимание в селе уделяется сохранению белорусского языка. Готовятся проекты по этой теме для участия в грантовых конкурсах.