Фото:
Алексей Головщиков, из архива Маргариты Судиловской,
26.04.2023 13:11

100 лет жизни вопреки

Отметив вековой юбилей, иркутянка Маргарита Судиловская преподает языки

Преподаватель английского, кавалер ордена Отечественной войны II степени Маргарита Судиловская фактически не уходила на пенсию, до сих пор занимается репетиторством.

«Секрет в любви к своей работе, – говорит Маргарита Алексеевна.В моей жизни все не благодаря, а наоборот – вопреки. Говорят, когда человек мало спит, то он мало живет, а я страдаю бессонницей почти с 20 лет, и это никак не сказалось на моем здоровье. Говорят, что вредно читать лежа, а я всю жизнь так делаю и до сих пор читаю без очков. Говорят, что в день надо пить по два литра воды, а я на войне три года и три месяца вообще не пила воды. Получается, я всю жизнь нарушаю правила».

Ученики называли маму Александрой Диктовной

Для юной Маргариты Петровой всю жизнь примером были родители. Именно они определили ее дальнейшее призвание – быть учителем, преподавателем. Правда, случилось это не сразу. «Папа всю жизнь был директором, мама работала учительницей начальных классов. Она очень любила свою работу, отец – тоже, – рассказала Маргарита Алексеевна.Сейчас трудно такое представить: ученики ждали маму на «пятачке» возле иняза, чтобы помочь нести тетради и портфель в школу из дома. Мама работала в школе № 5 на улице 5-й Армии, а жили мы на углу улиц Пролетарской и Рабочей».

Ребята называли Александру Венедиктовну «Александра Диктовна» и очень ее любили, а она отвечала взаимностью. «После уроков мама оставляла кого-то из отстающих ребят, чтобы позаниматься с ним. Военные и послевоенные годы были сложными, голодными. Мама делила пополам свой кусочек хлеба вместе с этим ребенком. Если она видела, что ученик кое-как одет, то приходила к матери, предлагала починить одежду – пришить рукава или удлинить рубашку. Мама очень хорошо шила».

Отец Алексей Павлович работал директором школы № 19, жил своей работой, никогда не брал отпуск, а во время школьных каникул занимался ремонтом образовательного учреждения. Причем все делалось заранее, поэтому 1 сентября в классах никогда не пахло краской. «Папа сделал пристрой к школе, многие работы они вместе с завхозом делали бесплатно и своими руками, чтобы направить эти деньги на что-то другое, – вспоминает Маргарита Алексеевна.К сожалению, папа умер очень рано, в 46 лет».

Тогда юная Маргарита училась на геологическом факультете в Иркутском горном институте (нынешний ИРНИТУ – авт.). В институте ввели плату за обучение, на стипендию без поддержки родителей было не прожить, поэтому об учебе пришлось забыть и выйти на работу. Благо сосед- геолог помог устроиться младшим коллектором на прииск Шумиловский комбината «Восточно-Сибирское олово» в Читинской области. Там ее и застало известие о войне, Маргарита Алексеевна рвалась на фронт, но сделать это удалось только со второй попытки – после окончания курсов связистов, открытых при 131-м отдельном батальоне связи 31-го укрепрайона Забайкальского фронта.

На войне вода была большим дефицитом

«Самым сложным во время войны был быт, – вспоминает Маргарита Судиловская. – Нас 46 девчонок привезли и поселили в небольшой землянке. Окошечко в потолке узкое, но застекленное, деревянные двойные нары. Когда мы первый раз легли спать, то лежали только боком, чтобы повернуться, нужно было расталкивать соседок. Форточки нет – душно. Вода привозная и в страшном дефиците. Говорят, надо пить 2–3 литра воды в день, а я три года и три месяца прожила без воды. Утром, днем и в обед из жидкого нам давали только одну чашку чая. Для умывания – полведра на всю казарму.

Трудно было ползти по-пластунски, выяснилось, что у меня порок митрального клапана, я задыхалась из-за резких движений. Помню, мы вышли на марш в полной выкладке – оборудование, противогаз, «скатка» из шинели, патроны и даже саперная лопатка. Нужно идти 17 км, а потом бежать в гору, я побежала в противогазе и поняла, что я задыхаюсь, сдернула его и потеряла сознание. Больше меня в такие марши не отправляли, – рассказала наша собеседница.

Служила Маргарита Алексеевна в звании сержанта – обучала курсантов связному делу. «Помню, ко мне прислали удмуртов, они маленькие, по-русски говорили плохо и первое время сидели на карантине. Одежды не хватало, ее перешивали из старого. Они гоняли обруч по кругу, а народ смеялся: «Вот, прислали нам бойцов». А потом они подросли и очень хорошо себя проявили». Связист Забайкальского фронта награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

В послевоенном Иркутске жилось трудно: с военного довольствия сняли, продуктов не хватало, пришлось срочно искать работу. Юной Маргарите удалось устроиться в бухгалтерию Сибирского военного округа, где через год ее назначили начальником военной типографии с исполнением обязанностей корректора. Но мечта об учебе не давала спать по ночам. Очень хотелось стать педагогом. Поэтому она решила поступать на факультет иностранных языков в пединститут.

«Когда я перешла на третий курс, мне доверили преподавать латынь у студентов первого курса, – воспоминает наша собеседница. – Я очень хотела изучать французский язык, но мне дали латынь. Я была очень загружена и даже пропускала свои занятия. Первый курс, у которого я преподавала, и наш четвертый учились в разные смены. Помню, студенты открыли дверь и увидели, как я, их преподаватель, отвечаю экзаменатору. Они ничего не могли понять, а потом называли меня «ненормальная студентка».

Маргарита Алексеевна была старшим преподавателем в вузе, потом возглавляла кафедру иностранных языков в Иркутском научном центре Сибирского отделения Академии наук СССР. В этой должности она проработала 13 лет, пока не ушла на заслуженный отдых. Но пенсии в ее жизни фактически не было: сначала сотрудники попросили продолжать занятия, как будто она и не уходила никуда. «Потом они начали «подкидывать» мне своих детей, потом Иргиредмет предложил вести группы, которым предстоит сдавать кандидатские экзамены, потом – Геологоуправление, – рассказала Маргарита Алексеевна. – В 90-е годы пошли учиться дети миллионеров. В общем, меня передавали друг другу как эстафету».

И мне снова 60 лет

Сейчас у Маргариты Судиловской двое учеников, плату за уроки она не берет. «Одна из учениц – девочка из гимназии № 3 в Иркутске II, она очень хорошо подготовлена. Мы уже читали с ней Оскара Уайльда в оригинале, а сейчас проходим литературу на английском языке – про Тургенева, Достоевского, Лермонтова. Она читает с листа, а сложные и редкие слова, которые не знает, я ей подсказываю. Четыре года у меня занималась взрослая ученица, она врач, уехала в Новую Зеландию, но мы не потеряли связи, даже подружились. Она посоветовала заниматься у меня своей подруге. Мы встретились один раз, я вижу, что толк будет».

У Маргариты Алексеевны своя методика преподавания. Если занимаются дети, она использует игрушки, для изучения новых слов – стихи и песни. «Я посмотрела, как учат в школе – дают столбец слов, но слова не существуют сами по себе. А с помощью стихов и песен они запоминаются лучше всего. У меня дети знали по 22 стишка. Одну группу ребятишек вела с детского сада в течение 10 лет, мы сроднились, как будто они мои правнуки. Многие мои ребята оканчивают школу с золотой медалью, я их называю «золотыми».

Английский язык Маргарита Алексеевна ценит за его интересную грамматику – в отличие от русского, который считается сложным, там нет падежей и родов, зато 16 временных форм, а зависимости от того, какое действие происходит: «Мне нравится, что я могу объяснить, и это объяснение понятно моим ученикам. Вообще нравится сам процесс обучения. И самое интересное: то тут болит, то там, а когда приходят ученики, то все проходит, и мне снова 60 лет».

Супруг мне всегда очень помогал

С Андреем Ивановичем Маргарита Алексеевна прожила более 60 лет. Вместе воспитали двоих сыновей, в семье один внук и два правнука. «Сейчас так долго вместе жить не модно, а мы прожили шесть десятков лет вместе, и я не считаю это чем-то из ряда вон выходящим», – рассказала наша собеседница.

Познакомились, когда мне исполнилось 23 года, а ему 28. Жить негде – у нас 13 метров на троих, а у него еще хуже. Поэтому мы договорились, что сначала я учусь, а он едет на север, он приезжает, я уже работаю, и он в течение полугода готовится к поступлению в институт. В итоге у него получился перерыв после школы 18 лет, и супруг сдал математику, физику и химию на пятерки. Я через восемь лет после школы сочинение на пять написала. Вот какое качество образования! Хотя сейчас и говорят, что в Советском Союзе плохо учили в школе. Это совсем не так! – Супруг всегда очень хорошо помогал мне с детьми и по хозяйству. В 1962–1963 годах меня на 10 месяцев отправили в другой город на курсы повышения квалификации, а он остался один с двумя детьми детсадовского возраста и справился. На собраниях в детском саду его ставили в пример. Говорили: «Мужчина-одиночка, а посмотрите на детей, какие они всегда чистенькие и опрятные!» Но когда я приехала, он осунулся и похудел, – улыбается Маргарита Алексеевна.

Читать, читать, читать!

Отмечая юбилей, Маргарита Алексеевна два дня принимала желающих поздравить. В квартире до сих пор стоят свежие цветы. В 100 лет у нее свободный режим дня – все делается по желанию и в то время, в которое удобно. Исключение составляют визиты учеников. «Физкультурой я не занимаюсь, только ноги разрабатываю, чтобы они меня не подвели», – рассказала наша собеседница. Она считает, что дожить до таких почтенных лет, помимо любви к работе, ей помогло то, что она в течение 40 лет трудилась на даче, благо отпуск был всегда в летнее время.

Безусловно, помог и выбор профессии – языки прекрасно тренируют память, помимо русского и латинского, Маргарита Алексеевна знает латынь и немецкий. А еще – чтение, которому посвящено все свободное время. «В три года я научилась читать, а в пять лет мне уже книжки приносили, я наизусть знала «Евгения Онегина» и до сих пор могу цитировать целые главы по памяти. Вообще для долголетия и работы мозга нужно читать, читать, читать! Я читаю и газеты, и книги, даже мелкий шрифт без очков. Причем делаю это всю жизнь, читаю лежа, хоть и говорят, что это очень вредно. Получается, нарушаю все правила».

– Чего бы вам хотелось, о чем мечтаете?

– Хотелось, чтобы у всех все было хорошо, не только у нас, но и в мире, чтобы дружно все жили. А самой мне уже ничего не нужно.

– Что бы вы посоветовали подрастающему поколению?

– Не сидеть целый день за компьютером или за телефоном, а читать книги. Очень жалко, что сейчас растет не читающее поколение. А если в детстве не прочитали то, что положено прочитать, это потом не восполнишь ничем. Поэтому молодым я советую не тратить время попусту.