Потребление электроэнергии выросло на 8,6% в Иркутской области за 2022 год

Круглый стол на тему: «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области», посвященный Дню работников ЖКХ, состоялся 10 марта в пресс-центре газеты «Областная».

Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области включает 13 крупных подстанций и станций большой теплоэнергетики и порядка 900 котельных, – рассказал министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолий Никитин. – Эта сфера затрагивает интересы жителей и вызывает серьезное внимание к себе. Мы фиксируем увеличение числа обращений граждан. В большей степени они касаются локальных технологических нарушений, но службы работают оперативно, в текущем отопительном сезоне решение занимает не более 24 часов. Наиболее острой проблемой отрасли остается стремительный прирост потребления электроэнергии и мощности. В 2022 году собственное потребление электроэнергии регионом составило рекордные 64,3 млрд кВт-ч, что на 8,6% выше уровня 2021 года. В 2021 году рост составил 5,9% относительно показателей 2020 года. Отдельного внимания заслуживает динамика прироста потребления электроэнергии населением, за прошлый год прирост составил 9,6 млрд. кВт/ч. Это на 12,3% выше уровня 2021 г. и на 17% в 2020 году. Хотя ранее прирост не превышал в среднем 3%. В 2023 году пик потребления составил 9 421 МВт, что на 1 095 МВт больше чем в 2020 году. Системные сложности связаны с технологическим присоединением населения к электросетям, синхронизацией документов территориального планирования муниципальных образований и инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Объем заявок присоединения к электросетям неуклонно растет. Если в 2020 году было подано 18 746, в 2021 – 33 152 заявки, в 2022-м – 35 903. Правительство Иркутской области находится в постоянном диалоге с министерством энергетики РФ и с АО «Системный оператор единой энергетической системы» по вопросам формирования и обсуждения схемы и программ развития электроэнергетических систем России. Ведется актуализация перспективных потребителей до 2028 года, в том числе по линии промышленных предприятий, строительства социально-значимых объектов и ввода индивидуального и многоквартирного жилого фонда. Планируемая дополнительная энергетическая мощность нами прогнозируется 1,6 ГВт. Это сравнимо со строительством одной ГЭС. «Системный оператор единой энергетической системы» помогает нам вырабатывать оптимальные решения, это позволяет создать условия для экономического роста и благополучия населения. Проблема технологического присоединения известна и минэнерго РФ, идут консультации, принята Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 2023–2028 годы (СиПР), где частично наши заявки удовлетворяются, будут постепенно меняться инвестиционные программы сетевых генерирующих организаций. Мы находимся в единой энергосистеме, в том числе, с Республикой Бурятия и Забайкальским краем. Сейчас решается вопрос расширения возможности подачи электроэнергии на Юг Иркутской области (где мы из профицитного региона превращаемся в дефицитный). Для этого нужно строительство дополнительных электросетей из Братска. Либо будем создавать новые источники генерации, рассматривая в качестве топлива природный газ. Буквально на днях было проведено большое заседание с полномочным представителем президента в СФО Анатолием Серышевым и губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым. От регионального правительства, научной среды, системного оператора и электросетевых компаний требуется неординарное решение. Для нас это вызов, и мы должны опережающими темпами находить решение комплекса проблем.

В целом развитие теплоэнергетики региона строится на переводе мазутных котельных на угольные. Сегодня эта задача выполняется. Есть у нас ограниченное число котельных на природном газе, в северных районах, например, в п. Зяба Братского района. Сейчас люди переходят на отопление и посредством электричества. Это дорогостояще для бюджета – себестоимость одного кВт-час, например в Ербогачене, доходит до 40 рублей, при этом население оплачивает по тарифам для сельского населения, убедить их комбинировать источники сложно. Значит надо искать новые способы и возможности. Пелетная тема в последние годы вошла в повестку, ее мы тоже рассматриваем. С ориентацией сырьевого сектора на Восток, от угольного топлива также отказываться не будем, будем все эти методы сочетать. Частично мы компенсируем затраты ресурсоснабжающих организаций (выпадающие доходы) на сумму более 5 млрд рублей в год.

Требует внимания и сетевое хозяйство, износ которого достаточно серьезный. Сегодня при подготовке к отопительному сезону удается отремонтировать порядка 2% сетей. Этого недостаточно. Мы рассматриваем необходимость в качестве реформы системы ЖКХ передать часть полномочий с муниципального на районный уровень, где возможностей больше.

Дефицит электроэнергии на юге Иркутской области, при колоссальной генерации энергии в регионе, которая составляет порядка 14 ГВт, «берет нас за горло». ГЭСы загружены полностью, при этом они зависят от водности режима. Если последние полтора года вода хорошая, то три года назад, водохранилища были почти пустые, – рассказал к.т.н., старший научный сотрудник РАН, главный специалист по электроэнергетическим системам ФГБУН Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, Заслуженный энергетик Иркутской области, член штаба по газификации при губернаторе Иркутской области Владимир Головщиков. – Задача тепловых станций в первую очередь – выработка тепла, но они также могут вырабатывать электроэнергию. Однако эффективная выработка электроэнергии зависит от выработки тепловой энергии на ТЭЦ. В зоне ТЭЦ имеющейся мощности на производство порядка 30% электроэнергии хватает. На севере нашей области есть мощность, но она из-за отсутствия пропускной способности линий электропередачи оказалась запертой. Часть этой энергетической мощности после сооружения одной цепи на 500 кВ в Усть-Кут направили на развитие Восточного полигона. Но что делать с югом? Либо строить станцию, но это долго, либо строить еще одну цепь на 500 кВ, все эти проблемы необходимо решать совместно с собственником En+ и СО ЕЭС РФ. Сейчас готовится послание губернатора  Законодательному собранию Иркутской области. Наш институт  также  готовит предложения по энергетике к этому посланию, которые предполагается реализовать в обозримом будущем. Летом прошлого года вышел Федеральный закон 174-ФЗ, по которому полномочия по развитию сетевого хозяйства отданы на федеральный уровень. Однако централизация касается объектов электрических сетей 110 кВ и выше, но большое число предприятий к таким высоковольтным сетям не подключены. Эксплуатацию и развитие сетей 35 кВ и ниже отдали на откуп субъектам Федерации.

Иркутская область всегда была самодостаточной по электроэнергии, однако на выездном совещании при участии заместителя министра энергетики РФ Павла Сниккарса, которое проходило в феврале текущего года, участники совещания наблюдали, что переток электроэнергии в объеме 150 МВт шел из Бурятии в сторону Иркутска. Еще два года назад такое невозможно было представить. Образованный дефицит энергии на юге области по планам СО КЭС РФ планируется покрывать за счет расширения генерирующих мощностей Бурятии и Забайкальского края.

На различных совещаниях представители федеральных структур, выражая свое мнение, считают, что у нас не может быть проблем с генерацией энергии. Но для решения необходимы средства. В тоже время, возьмем, например, наболевшую проблему с теплоснабжением города Иркутска. Если ее не решить, то нам уже необходимо сворачивать все жилищное строительство, предельные мощности по Ново-Иркутской ТЭЦ выбраны. Проложим тепловой луч по ул. Баррикад и больше мощности нет. Остро необходимо строить новую станцию в правобережной части города. Наиболее эффективной может быть газовая генерация, уголь требует перевозки в больших объемах, это не возможно из-за отсутствия железной дороги. Приход трубопроводного природного газа в южные районы области пока маловероятен. Остается реанимировать электробойлерные. Опять же возникает проблема, где взять электроэнергию, на юге ее нет. Круг замкнулся.

На середину прошлого года у нас заявок на технологическое подключение на 700 МВт, это больше, чем мощность Иркутской ГЭС. На очереди еще заявки на 80 МВт. По законодательству энергетики обязаны их принимать у социально-значимых групп населения, и сроки их исполнения ограничены. Решения есть, но они различны по срокам и затратам, в том числе и самые экзотические. Можно провести еще одну ЛЭП 500 Кв из Братска, но для этого нужны несколько десятков млрд. рублей. Тема обеспечения газом по-прежнему не закрыта, но тормозится. Газ Ковыкты работает на экспорт. Нам однозначно по экономике, по социальным условиям, по экологии нужен газопровод в сторону Саянска, чтобы развивать газохимическое производство. На Ковыкте, на мой взгляд, нужно увеличит добычу (возможности для этого имеются). Однако остается констатировать, что газ Ковыкты ориентирован на Китай по газопроводу «Сила Сибири». Газификация области в широком понимании не просматривается.

Многие под газификацией понимают применение газа в быту для населения. Между тем, использование газа должно быть комплексным, включая газохимию с получением добавленной стоимости и выходом на розничный рынок продукции, получение удобрений, энергетику – крупную и малую и т.п. В этом случае газ будет доступен и для населения.

Одним из решений, которое предлагают представители лесного комплекса Иркутской области, может быть использование паллет и щепы. Они могут быть использованы на ТЭЦ и в котельных. Но теплотворность угля и паллет несоизмеримы. Кроме того, хаотичное индивидуальное строительство на базе деревянного домостроения без развития инфраструктуры водоснабжения, водоотведения, канализации не позволяют решать проблему комплексно и приведут к другим проблемам.

Что касается покрытия дефицита, мое предложение – с помощью технического переоснащения поднять пропускную способность ЛЭП хотя бы на 5%, что реально возможно. На это требуются определенные затраты. Строительство угольных станций маловероятно. Еще вариант – пересмотреть экономическую эффективность по заявленной мощности, которая была указана в договоре энергоснабжения с потребителями. Взымать оплату только за потребляемую мощность, а нереализованную заявленную мощность забирать с баланса организаций или оплачивать ее за более высокую плату. Таких потребителей в области достаточно много.

Анатолий Никитин дополнил, что этот вопрос сейчас решается на федеральном уровне.

Мы были инициаторами применения платы за неиспользуемые резервируемые мощности. Минэнерго РФ нас поддержало.

Владимир Головщиков также рассказал о своем отрицательном заключении по вопросу выравнивания тарифов, считая, что говорить об этом можно только после выравнивания социально-экономического положения регионов, например, Москвы и Иркутской области. Он также отметил, что сегодня меняются тенденции в электроснабжении низовой коммунальной энергетики. Нужно кардинально изменять отношение к ней, при этом она должна быть в приоритете, так как основные потребители здесь. Мировые тенденции говорят о последовательном уходе от централизованного энергоснабжения к малым энергоисточникам и электросетевому комплексу напряжением от 35 кВ и ниже.

По разным оценкам до 34 тыс. человек трудятся в системе ЖКХ Иркутской области, многие трудятся династиями. Основа безаварийной работы в компетентности сотрудников, – рассказал председатель Ассоциации «Союз коммунальных предприятий Иркутской области», заслуженный работник ЖКХ РФ, член Общественной палаты Иркутской области Николай Попов. – Президент России Владимир Путин одной из шести важных задач страны назвал совершенствование инфраструктуры ЖКХ. Марат Хуснуллин 2023 год объявил годом ЖКХ. Сегодня работает много федеральных программ с выделением льготных кредитов на модернизацию ЖКХ. Несмотря на то, что Иркутская область считается профицитным по воде регионом, у нас есть территории, где ее нет, например, районы Усть-Ордынского бурятского округа. По программе «Чистая вода» в ближайшие годы в шести районах округа этот вопрос будет решен, выделено почти 2 млрд. рублей.

С 2023 года действует новая Стратегия где объединены задачи развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Логика объединения этих направлений правильна, поскольку современные технологии строительства, автоматизация инженерных систем, применение новых технологий теплосбережения должна подхватывать сфера ЖКХ.

Главным вызовом Стратегии обозначено государственное регулирование тарифной политики. Новым подходом в тарифообразовании определено, что сегодня имеется полное отсутствие мотивации по снижению затрат энергоэффективности, когда тариф формируется от достигнутого.

Обозначена в Стратегии главная проблема – изношенность инфраструктуры. В Иркутской области 14 тыс. км инженерных сетей в системе ЖКХ, ежегодно нужно ремонтировать 600 км, это десятки млрд. рублей в год. Необходимо государственно-частное партнерство, передача имущества в концессию. Если в крупных городах привлечь инвесторов трудностей нет, то в малых и отдаленных населенных пунктах – это проблема.

Еще одна тема, которую мы не в первый раз поднимаем в Общественной палате, кадровая проблема сферы ЖКХ. Подготовка выпускников неэффективна. Нужна и переподготовка кадров.

Николай Попов также обозначил ряд проблем, в том числе по низкой теплотворности бурого угля, его низкому качеству и растущим ценам, в то время как лучший уголь монополист экспортирует.

Анатолий Никитин обратил внимание, что Стратегия задает тренд на десятилетие, существующие проблемы отрасли названы, но поскольку сфера ЖКХ живая, зачастую приходится перестраиваться на ходу, решая текущие и стратегические задачи.

Система капитального ремонта относительно молодая, действует с 2014 года, – рассказал заместитель генерального директора по организационно-техническому обеспечению ФКР МКД Иркутской области Александр Попов. – Если в 2014 году мы капитально отремонтировали 95 домов, на следующий – 143, то в 2022 году – уже 1300 домов. Как и в любом новом деле – становление шло тяжело. За это время на уровне каждого муниципалитета была создана своя программа, мы прошли все этапы становления федерального и регионального законодательства. Наши цели и задачи – увеличивать процент исполнения краткосрочного плана. За 2022 год он составил 99,1%, не завершен капремонт только 12 домов. В любом случае мы эту работу наверстаем. Наш приоритет – проведение работ по согласованию с собственниками и наш первый помощник Управляющие компании. Большая часть работы – взаимодействие с населением. Если в момент становления жители требовали ликбеза, то теперь большинство из них грамотны, задают конкретные вопросы. Четыре муниципальных образований приняли решение самостоятельно исполнять функцию технического заказчика, мы только оказываем им помощь. Один из наших приоритетов – капитальный ремонт лифтового оборудования. Всего на территории Иркутской области 1922 лифта, которые нуждаются в проведении капитального ремонта. Из них 1539 мы уже заменили. План 2022 года – 157 лифтов, в 2023-м необходимо заменить 314 единиц лифтового оборудования, из них уже заменили 85 подъемников. Сейчас идет процесс разработки ПСД. В 2024 году у нас остается порядка 60 лифтов. И к 15 февраля 2025 года все лифтовое оборудование должно быть заменено.

Директор ЗАО «УК «РЗС» из Шелехова Светлана Инжелевская, рассказала о работе Управляющей компании.

Сегодня мы видим большую работу «Южных электрических сетей», которые, начиная с 2022 года, заменили все ветхие сети, подстанцию «Луговая». Население тоже видит эту работу. Считаю, что реформирование ЖКХ было направлено, в том числе и на воспитание активного собственника. В последние годы люди стали более активными и заинтересованными. Мы занимаемся текущим ремонтом, устранением неполадок, выстраиваем взаимоотношения с органами власти, плотно работаем с Фондом капитального ремонта. К сожалению, бывают негативные отзывы. Но эти вопросы решаемы. Говоря об обеспечении газом: у нас в управлении находится лишь два дома с газгольдерами. Но жители сами не хотят пользоваться газом. При этом увеличить мощности электроснабжения мы не можем. Хотелось бы, чтобы «Облгаз» проводил разъяснительную работу с населением, многие жители не пускают в квартиру специалистов по проверке оборудования.

Анатолий Никитин также ответил на вопросы журналистов о строительстве котельной в Байкальске и очистных сооружений в населенных пунктах на Байкале.