Малая деревня – большая память

Небольшую бурятскую деревню Сайгуты не на всякой карте найдешь, но она так много значит для ее жителей. Люди здесь живут, растят детей, внуков и бережно сберегают национальные традиции и обычаи. О том, как в Сайгутах хранят историческую память, – в материале «Областной».

 

ХУШУУР, БООВЫ, САЛАМАТ

Сайгуты – небольшая деревня в Гороховском муниципальном образовании, где проживают не более 300 человек. Библиотека – центр, душа деревни. Она находится в скромном клубе, который давно требует ремонта. Здесь проходят все значимые праздники, именно сюда приходят гости, земляки, приехавшие поклониться родовым местам предков.

Стену клуба занимает огромный коллаж «Небылицы в лицах». Сотрудники культуры, объединившись с местными жителями, создали огромное портретное полотно, где нашлось место фотографиям почти всех жителей деревни.

Печка в библиотеке трогательно украшена росписью, нарядная, как хохломская ложка – местные дети постарались. К библиотечному запаху книг добавляется тонкий узнаваемый аромат чабреца, в просторечии богородской травы. Ее жгут не просто так – все знают, что запах этот лечит, успокаивает, позволяет найти решение трудной проблемы.

Сохранением культуры и традиций в деревне занимаются энтузиасты – клубные работники. Подвижницы, люди дела. Положительные. В том смысле, что на них многое положено, и они без возражений несут. «Потому что кто, если не мы»? – спрашивают удивленно.

Мы приехали в Сайгуты накануне Сагаалгана. По нашей просьбе участницы фольклорного ансамбля «Цветок» рассказали о национальных блюдах и тонкостях их приготовления.

 

 

Хушуур, боовы, саламат – традиционные бурятские угощения. На столе исходили паром ароматные буузы, приготовленные руками культорганизатора клуба Татьяны Исаковой. Она подробно рассказала о гастрономических тонкостях любимого всеми блюда.

– А в чем секрет его приготовления?

– Традиционно в тесте необходимо сделать 33 защипа. У меня только 26 получается, – улыбается женщина.

Она также любит готовить блюда якутской кухни, поскольку сама родом из Якутии. Приехала в Усть-Ордынский Бурятский округ на учебу и осталась на всю жизнь. Работника клуба Светлану Инхееву готовить учила бабушка Анна Афанасьевна.

– Никогда Сагаалган не обходится без саламата, – рассказывает Светлана. – Это жемчужина бурятской кухни, делается из сметаны и муки. Сметану желательно брать отстоявшуюся за два-три дня. И готовить саламат желательно в толстостенной посуде, например в чугунке. И обязательно в Сагаалган угощают белой пищей – творогом, сметаной, молоком.

 

ДЕТСКИЙ САГААЛГАН

Как говорится, не хлебом единым. Женщины, три года назад объединившиеся в фольклорный ансамбль, выступают перед земляками на всех деревенских праздниках. В репертуаре – бурятские песни. В День Победы в их исполнении прозвучит песня «Катюша» на бурятском языке. Женщины спели и для нас. Впереди у артисток – отчетный концерт, к которому они готовятся со всей ответственностью.

Татьяна Исакова ведет в клубе кружок танцев. Хореограф она непрофессиональный, сценические движения приходится придумывать самим, подсматривать в интернете. И юные таланты помогают в постановках, поскольку в отчетном концерте им тоже придется участвовать.

В местной начальной школе учатся 11 детей.

– Мы сегодня готовимся к проведению Сагаалгана для детей, – делится планами библиотекарь Елена Жамьянова. – Соберем ребятишек, покажем им презентацию об истории праздника на нашем новом интерактивном оборудовании. Познакомим ребят с национальной кухней, приготовим блюда, расскажем о национальных костюмах, которые нам недавно сшили.

Для взрослых праздник пройдет камерно. За праздничным столом соберутся старейшины и поговорят о том, как, опираясь на прошлое, найти свое место в настоящем.

 

ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА

Елена Жамьянова в книгохранилище работает пять лет. Работу начала с наведения порядка в документации и усиления краеведческой работы. Она помнит свои корни и гордится ими.

– Я – патриот малой родины, ее традиции и обычаи обязательно надо сохранять, мы всю жизнь болеем за это душой, – говорит библиотекарь, и на ее глазах блестят слезы.

В библиотеке появились книги о национальных обычаях и традициях, национальной кухне, героический эпос «Гэсэр», произведения местных поэтов. Есть возможность почитать труды ученых, фольклористов и этнографов, изучить историю бурятских племен и родов.

Елена Афанасьевна так и сыплет именами известных земляков.

– Николай Данилович Хосомоев – литературовед, писатель. У нас есть его рассказ о Сайгутах «Родовое поле», его предки из наших мест. Вячеслав Прокопьевич Ергонов – знаток истории бурят, родился у нас. Поэт Валерий Борисович Скорняков долгое время жил в Сайгутах, его стихи читают на разных праздниках, его строки стали известными песнями, – перечисляет библиотекарь. – Эти имена – наше общенациональное достояние.

 

ДАВНИЕ ТРАДИЦИИ

Традиции, обычаи бурят и русских переплелись в деревне накрепко. По верховьям речек Балей и Кета в старину кочевал сайгутский род бурятов-шаманистов, насчитывающий пять улусов, выживших со времен кочевья тунгусов. Частые контакты с русскими много лет назад способствовали развитию мирного соседства и дружбы. Эта традиция жива по сей день.

Дети в Сайгутах удивительно красивые, смешанные браки здесь не редкость.

– Сагаалган у нас отмечают русские и буряты, все готовят белую пищу, саламат, сладости. Пасху и Масленицу мы тоже отмечаем дружно, очень любим праздник Ивана Купалы, – говорят работницы клуба.

По воспоминаниям старожилов, раньше Сагаалган праздновали тихо, не молились, но национальные блюда готовили.

Уроженцы этих мест, даже уехав в другие регионы, сохраняют связь с сакральными местами своей малой родины. Каждый земляк, приезжая в Сайгуты, обязательно посещает родовые места, заросшие бурьяном и ромашкой, проводит традиционные обряды, уходящие корнями в древность.

 

ФОТОГРАФИИ ИЗ ПРОШЛОГО

Елена Афанасьевна и ее коллеги ведут большую поисковую работу. Восстанавливают историю деревни, факты ее далекого прошлого. Пишут о родословных, судьбах, разыскивают редкие фотографии земляков. Все это – Атлантида, что ушла на дно. И данные приходится собирать по крупицам.

Написана история о династии учителей Инхеевых – Хантаевых, насчитывающая сто лет. Продолжатель династии, педагог Наталья Тубчинова, и сегодня работает в Гороховской школе.

 

 

– Я в соцсети разместила несколько старых фотографий из нашего архива. И люди стали присылать фотографии земляков со всей России и из ближнего зарубежья. Писали, объясняли, кто есть кто, – рассказывает Елена Афанасьевна. – Набрался большой фотоархив, некоторые фото мы распечатали, составили альбомы. У нас есть редкие фотографии, которые встретишь и в семейных архивах односельчан.

Фотографии действительно редкие, столетние. На них – воины в красноармейских шлемах времен революции 1917 года, комсомольцы 30-х годов прошлого века, доярки и скотники 50-х годов, школьники 80-х. Отдельная тема – фотографии солдат Великой Отечественной войны. Собрано 18 таких портретов, все они бережно распечатаны. Есть планы оцифровать библиотечный фотоархив. Собранные фотоальбомы стали предметом большого интереса местных школьников. Они любят рассматривать черно-белые фото и выяснять, кто кому родственник.

 

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Академик Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Если возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность».

Дом Петра и Кристины Инхеевых именно такой – родовое поместье, музей под открытым небом, достопримечательность деревни.

 

 

Музей много лет назад создал хозяин. Многие вещи Петр Иннокентьевич нашел в своем родовом поместье, где раньше была деревня Нижний Кет. Потом был найден безмен, это и положило начало коллекции. Сегодня в музее Инхеева насчитывается более ста предметов – старинные лемехи, утюги и плуги, патефон с грампластинками, люлька, ткацкий станок, одежда, инструменты.

 

 

Год назад любителя старины не стало. Вдова собирателя Кристина Борисовна грустно оглядывает большую коллекцию – берестяные туески, сундук, короба из бересты, с помощью которых в старину засевали пашню. Женщина трогает рукой старинную детскую люльку, в такой она и сама выросла.

– Мой муж всю жизнь собирал эту коллекцию. Не только для себя, для людей. Жаль будет, если все это окажется никому не нужным, – печально говорит Кристина Борисовна.

 

 

На подворье крутятся ее внуки, одиннадцатилетние Паша и Петя. Они с увлечением рассматривают дедову коллекцию, вертят в руках старинные предметы. По двору чинно вышагивает маленький правнук Кристины Борисовны Сережа, приехавший из Бурятии накануне Сагаалгана. Дети и внуки, как птицы по весне, слетаются в родовое гнездо. И верится, что история и традиции этого дома будут сохранены потомками.