«Любовь и голуби» – это наш культурный код

Юлия Меньшова рассказала о малоизвестных фактах съемки легендарной комедии

Пьеса черемховского драматурга Владимира Гуркина вдохновила на съемки фильма оскароносного режиссера Владимира Меньшова. «40 лет уже прошло, а люди все плачут и смеются, когда смотрят «Любовь и голуби». Многие говорили, что папа снимает фильм на год. А ему удалось создать русский культурный код», – поделилась впечатлениями телеведущая и актриса Юлия Меньшова, когда вместе с иркутянами посмотрела легендарную картину. На творческой встрече, которая прошла в рамках фестиваля культуры «Энергия», организованном компанией Эн+, гостья рассказала некоторые подробности со съемочной площадки.

 

Неочевидный выбор

Юлии было 13 лет, когда ее отец приступил к съемкам фильма «Любовь и голуби». Актриса вспомнила, что после зрительского успеха «Москва слезам не верит» его сложно было чем-то заинтересовать, он все время что-то искал.

– Среди режиссеров есть разные мнения. Одни уверены, что надо просто снимать любой фильм, то есть что дали, то и делай. Папа относился к тем людям, кто именно искал свой материал, ждал, когда сердце отзовется. В то время в кинематографической среде считалось, что «Москва слезам не верит», несмотря на то, что фильм получил «Оскар», – это такое индийское кино, которое всякий может снять. Невысокого мнения были и о работах Леонида Гайдая, чьи фильмы наш зритель знает наизусть. Равняться надо было на Тарковского, – отметила актриса.

Когда Владимир Меньшов смотрел спектакль «Любовь и голуби», поставленный на сцене прославленного московского театра «Современник», то поймал себя на том, что у него меняется настроение: он то плачет, то смеется, то снова плачет и вновь смеется. Домой режиссер вернулся с убеждением: «Я нашел тот материал, который хочу делать».

Сегодня трудно представить отечественный кинематограф без «Любовь и голуби», кажется, что фильм всегда был с нами. А в то время, поясняет дочь режиссера, это был совершенно неочевидный выбор. Многие посчитали решение Владимира Меньшова крайне странным. Но поскольку в его активе был успех ленты «Москва слезам не верит», то махнули рукой и сказали: «Пусть снимает».

– Мне кажется, что даже руководство «Мосфильма» считало «Любовь и голуби» проходным материалом. Мол, получим удовольствие от него в тот год, когда фильм выйдет в прокат. И никто даже предположить не мог, что он останется с нами надолго. Через два года будет сорок лет, как картина вышла на экраны. Оказалось, что «Любовь и голуби» – это наш культурный код», – подчеркнула Юлия Меньшова.

 

«Хрясь – и в таз»

Сначала кино хотели снимать в Листвянке, на Байкале, чтобы было ближе к месту возникновения самой истории. Василий и Надежда Кузякины – это настоящие имена героев пьесы, они жили в Черемхово по соседству с родителями Владимира Гуркина. Но из-за трудностей в логистике от этого варианта пришлось отказаться. В итоге остановились на городе Медвежьегорск в Карелии. Съемочной команде показалось, что «природа в каком-то смысле похожа».

 

 

– Дом, который есть в фильме, был таким изначально. Художник дополнил площадку некоторыми элементами. Например, была построена голубятня, сделан деревянный настил. А вот сцены внутри дома снимались уже в Москве, в построенных декорациях. Поэтому за хозяйской собачкой, которая успела засветиться в кадре, была послана отдельная команда в Медвежьегорск, чтобы привезти ее в столицу. Вот такое сложное дело – кино, – пояснила дочь режиссера.

«Любовь и голуби» снимали под хохот. Владимир Меньшов ценил юмор, в семье была атмосфера, что называется «мимо тещиного дома я без шуток не хожу». На съемках фильма у всей команды было чудесное настроение.

– Поскольку папа был первым зрителем, то он и начинал хохотать. Любые актерские находки как режиссер всегда поддерживал. Даже еще что-то от себя предлагал добавить, – отметила Юлия Меньшова.

Вообще, по ее словам, в картине много всего придуманного. К примеру, чуб у Владимира Меньшова, когда он играет эпизодическую роль, это перевернутый парик Раисы Захаровны. Раздаточное окно в квартире у этой героини – находка художника. Также в отличие от пьесы в сценарии фильма есть придуманная линия отдыха на курорте.

– В пьесе ничего не написано про то, что происходило с главным героем, когда он уехал на курорт. Но в фильме-то надо было это все показать. С другой стороны – папа понимал, что необходимо объяснить, чем Раиса Захаровна увлекла черемховского парня Василия. В то время в Москве был повышенный интерес к инопланетянам, экстрасенсам, филиппинским хилерам. Это все бурно обсуждали. Папу такие разговоры сильно забавляли, но он решил их использовать в фильме, чтобы показать, на что мог купиться Вася, – вспомнила Юлия Меньшова.

Образ Раисы Захаровны возник после общения Меньшова со своими друзьями. Библиотекарь по имени Наташа, по воспоминаниям актрисы, была в фарватере новомодных идей. Вместе со своим мужем она часто ужинала с семьей режиссера.

– Когда говорила Наташа, то папа впитывал каждое ее слово. Вот это: «Знаете, такие большие грустные глаза» – это ее фраза. Или еще: «Хрясь – и в таз» – тоже ей принадлежит. За такими посиделками сочинили образ Раисы Захаровны, которую должна была сыграть моя мама, но ее утвердили в другом фильме. Сценарий прочитала Гурченко и согласилась принять участие в фильме. Людмила Марковна нашла в моем отце родную душу. Актриса с увлечением отзывалась на все его советы. Удивительно, она сыграла разлучницу, но ее зрители жалеют, – сказала Юлия Меньшова.

 

Как дядю Митю чуть не вырезали

Если по поводу Нины Дорошиной, которая играла Надю Кузякину в постановке театра «Современник», у Владимира Меньшова не было никаких сомнений. Режиссер больше никого не видел в этой роли, кроме нее. Роль Василя в итоге сыграл Александр Михайлов. Но актер для своего персонажа был невероятно красив: высокий, худой, светловолосый, голубоглазый.

– Чтобы притушить красоту Михайлова, придумали ему особенную походку и мешковатую одежду. Помню, папа перед очередной сценой дал ему совет: «Твой герой добрый человек, но не блаженный. Такие мужики, Саш, войну выиграли», – вспомнила дочь режиссера. – Совершенно неожиданное решение было позвать на роль бабы Шуры Наталью Тенякову. Актрисе в то время было 38 лет. Если на лице у нее был грим, то свои руки ей приходилось прятать в кадре. А ее муж Сергей Юрский, который сыграл дядю Митю, в перерывах между съемками учил вместе со своей дочкой французский язык. Это он ее так к школе готовил.

 

 

Юлия Меньшова рассказала историю про утверждение Игоря Ляха на роль Леньки. Сам Меньшов очень хотел, чтобы этого героя сыграл Александр Озеров. Молодой артист сомневался и долго тянул с ответом.

– В итоге когда все собрались в Медвежьегорске, Озеров не приехал. Тогда папа сказал: «Вызывайте Ляха». И тут вдруг появляется Озеров. Но папа принимает решение, которое очень хорошо его характеризует. Он сказал: «Отправляйте Озерова обратно, потому что вызвали Ляха». Казалось бы, в кино такое сплошь и рядом, когда артистов обнадеживают, потом в последний момент отказывают в роли. Папа считал, что так несправедливо поступать. И настоял на своем, – привела пример Юлия Меньшова.

Вообще, снятого материала было больше, чем в итоге вошло в фильм. Например, была сцена, когда дядя Митя в исполнении Юрского несется по дороге вместе со стадом коз и кричит: «Пиво привезлииииии! Пивоооооо!». Но ее пришлось вырезать из-за антиалкогольной кампании.

– Фильм мог сильно пострадать. Когда его приготовили к монтажу, то сказали полностью вырезать линию дяди Мити. Папа ответил, что он этого делать не будет. Кино отдали другому режиссеру. Тот собрал картину. В итоге руководство сдалось: «Возвращайте Меньшова», – сказала дочь режиссера.

 

Память в камне

Благодаря картине «Любовь и голуби» появилось три памятника. Возле скульптуры Нади и Васи в Черемхово часто фотографируются молодожены. В городе Йошкар-Ола есть монумент «Йошкин кот». На Новодевичьем кладбище, где похоронен режиссер, в этом году появились семь белоснежных голубей.

– Когда думала над памятником папе, то у меня сразу возник образ стаи голубей, символизирующих душу, свет, святой дух… Своими мыслями я поделилась со скульпторами. Вадим Несветов из Санкт-Петербурга предложил свой проект. Когда подбирали камень для памятника, я сразу обратила внимание на образец, который оказался карельским гранатом. И уже после установки монумента на кладбище я спросила у его автора, как ему удалось такое придумать? Скульптор мне ответил: «Это первый кадр «Любовь и голуби», – рассказала дочь режиссера.

 

 

Завершая творческую встречу, Юлия Меньшова сказала, что ей нравится приезжать в Иркутск, где осталась такая красота, как деревянное зодчество. Но больше всего она ценит сибирский город за людей.

– У иркутского зрителя есть уникальное чувство собственного достоинства. За автографами здесь подходят с прямой спиной. Такая особенность вызывает у меня восхищение, – подчеркнула актриса.