На стыке интересов природы и экономики

Иркутский институт географии в год своего 65-летия готовит к изданию новый атлас

В число важнейших достижений Российской Академии наук вошел атлас «Байкальский регион: общество и природа». Его разработали ученые Института географии СО РАН им. В.Б. Сочавы. Сотрудники научного учреждения, которому в ноябре исполнится 65 лет, сейчас трудятся над новым атласом – на этот раз всей Азиатской части России. Решают в институте и другие интересные научные задачи. О его исследованиях, истории и открытиях узнали наши корреспонденты.

 

Открыли новые пещеры в Бурятии

Заведующий лабораторией геоморфологии Дмитрий Кобылкин разбирает материалы полевых выездов. В этом году он участвовал более чем в 15 экспедициях, в составе группы иркутских спелеологов побывал в Окинском районе Бурятии, где не обошлось без находок.

– Мы открыли много новых пещер, но пока особо не афишируем местонахождение объектов, потому что зачастую туда приходят туристы, и уникальная научная информация может исчезнуть. Одна из пещер находится в 200 метрах от вершины 600-метровой скалы. Спускаться в нее нужно вертикально по веревкам. Судя по сохранившимся внутри рисункам, раньше там бывали люди. Как они туда забирались, я даже не представляю, – удивляется завлаб.

 


Геоморфологическая экспедиция в Окинский район Республики Бурятия. На первом плане – заведующий лабораторией геоморфологии Кобылкин Д.В., на втором – местный житель Арзухаев А.М.

 

В Иркутской области особое внимание ученые уделяют присаянским малоизученным районам. Сотрудники лаборатории геоморфологии выиграли грант на исследование рек, истоки которых находятся в Саянах.

Монголия, Байкал, Ковыкта, Качуг – точек на экспедиционных картах геоморфологов много. Например, их заинтересовали последствия деградации мерзлоты в различных районах Иркутской области и Бурятии. Ученые устанавливают глубинные датчики, которые делают замеры температуры в определенный интервал времени. Выяснилось, что особенно быстро деградирует мерзлота в болотных массивах окрестностей Иркутска и Ангарска.

 


Совместная российско-монгольская экспедиция, слева направо: Кобылкин Д.В. (ИГСОРАН), представитель народности цаатаны, Куклина М.В. (ИРНИТУ), Хадбаатар С. (Монгольский государственный педагогический университет)

 

Специалисты лаборатории геоморфологии исследуют опасные процессы – такие как лавины, сели, наводнения, пыльные бури и их влияние на хозяйственную деятельность.

 

Глобальное потепление и активность Солнца

История иркутского Института географии началась в 1957 году с постановления Академии наук СССР. Первым директором-организатором стал академик МГУ Иннокентий Герасимов. В 1959 году на эту должность назначили члена-корреспондента АН СССР Виктора Сочаву, имя которого сейчас носит учреждение. Именно он создал новое направление в географической науке – учение о геосистемах.

 

– Для получения количественных данных, характеристик по распространению ландшафтов, растительного, почвенного покрова, климатических особенностях Виктор Сочава организовал стационары. Там работали разные специалисты: гидрологи, почвоведы, ботаники, метеорологи. Они получали данные, выявляли определенные последовательности, циклы, которые заложили основу для будущих исследований, – вспоминает научный руководитель Института географии СО РАН, доктор географических наук Виктор Плюснин.

Он работает здесь с 1977 года. Предметом научного интереса ученого стал анализ горных территорий, включая изучение ледников и современных экзогенных процессов – обвалов, осыпей и прочее.

– При строительстве БАМа предусматривали, чтобы железнодорожные пути не разрушили наледи, сели. У нас там было оборудовано более 80 площадок. С помощью геодезических методов, фототеодолитной съемки ежегодно определяли изменения окружающей среды. Они происходили и на наших глазах – кедровый стланик у базы с каждым годом перебирался все выше по склону горы из-за потепления. Мы видим, что и ледники в глубине континента истончаются. Сейчас говорят, что в глобальном потеплении виноваты выбросы СО2. Доля их есть, но она небольшая. Данные свидетельствуют о том, что природа развивается циклично и связана больше с солнечной активностью, – говорит Виктор Максимович.

Еще в первые годы работы института наметились три его основных направления – природоведческое, социально-экономическое и методическое, связанное с картографией. Со временем Институт географии СО РАН стал ведущим в стране научным учреждением по картографическим работам. Сейчас оно готовит новый атлас – всей азиатской части России с ландшафтно-оценочными картами.

 

Атлас как достижение науки

В конце 2021 года иркутские географы подготовили объемный труд, который в итоге вошел в список важнейших достижений Российской Академии наук. Это атлас «Байкальский регион: общество и природа». Ученые работали над ним пять лет. Ответственными редакторами выступили доктора географических наук, профессоры Леонид Корытный и Александр Батуев.

 

 

– Атлас представляет собой комплексную и многоуровневую картографическую модель Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Здесь рассказывается о современном состоянии природы, экономики, населенных пунктов Байкальской природной территории. Сборник иллюстрирован множеством карт, графиков, диаграмм, – поясняет директор Института географии СО РАН им. В.Б. Сочавы, доктор географических наук Игорь Владимиров. – Издание стало новым фундаментальным картографическим произведением. Впервые комплексно отображена структура влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды в пределах крупного региона, а также его трансграничного позиционирования в составе страны.

 


Итог пятилетней работы ученых

 

В атласе опубликованы 354 карты. Для их создания использованы данные не только этого учреждения науки, но и других институтов. Здесь много снимков со спутников и беспилотных летательных аппаратов. В издании представлены большие объемы статистических подсчетов.

– В целом атлас имеет большое прикладное и образовательное значение, его сведения помогут решать экономические и экологические проблемы для сбалансированного развития региона, – комментирует Игорь Владимиров. – За последние восемь лет институт издал еще и два больших атласа по особо охраняемым природным территориям Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. За эту работу наш ведущий научный сотрудник, доктор географических наук Татьяна Калихман получила редкую награду – медаль Бородина. А сам институт удостоился премии «Хрустальный компас» за издание экологического атласа бассейна озера Байкал.

Ученые института сделали и картографическую оценку растительности геосистем Байкальской Сибири. Она показывает, что в Иркутской области одна треть растительного покрова нарушилась в основном из-за лесных пожаров и вырубок.

 

Лес не виноват в тулунском наводнении

После тулунского наводнения 2019 года Институт географии изучал, не повлияло ли на ЧС состояние лесов в верхнем течении Ии и других рек. Тогда ходили слухи, что якобы из-за массовых вырубок лес не смог удержать воду. В числе тех, кто занимался этой исследовательской работой, кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории физической географии и биогеографии Александр Софронов. Вместе с коллегами он изучал снимки со спутников и проводил натурные обследования.

– Достаточно было даже посмотреть космосъемку и увидеть, что площади рубок там незначительные по соотношению с бассейном реки, – отмечает Александр Софронов. – Просто за три дня выпало очень большое количество осадков. Леса не могли удержать такого объема вод. Мы на месте обследовали территорию и убедились, что повреждение растительного покрова рубками там некритично.

Также геоботаники изучают прибайкальские леса, дают рекомендации по развитию туризма с учетом бережного отношения к окружающей среде. К примеру, группа научных работников из Института географии и ООПТ «Заповедное Подлеморье» оценивала ландшафтные комплексы окрестностей поселка Давша, где несколько лет назад были пожары. Ученые сделали вывод, что из сохранившихся островов коренного леса идет их активное восстановление. Специалисты рекомендовали развивать в Давше туризм только с учетом зонирования и ограничений. Самым оптимальным будет обустройство пеших троп.

Своими выводами авторы научной работы поделились в журнале «География и природные ресурсы». Институт издает его четыре раза в год на русском и английском языках. Свои работы публикуют ученые из России и других стран. В последнем выпуске опубликованы статьи о Байкале, в частности, об особенностях подводного рельефа и осадков в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург. Сейчас именно из него отмечаются самые глубокие – около 1400 метров – выходы газа со дна озера Байкал.

 

Сколько туристов способен выдержать Байкал?

Рекомендации Института географии по оценке антропогенной нагрузки на ООПТ, районированию и зонированию его побережья, использованы в утвержденных правилах организации туризма и отдыха на Байкале.

– Байкальская природная территория вполне может выдержать хоть два миллиона посетителей в год. Разумеется, при эффективной утилизации бытовых и коммунальных отходов и при условии, что туристы не поедут туда одномоментно. Проблема в том, что летом на Байкале происходит пиковая нагрузка на растительность. Она только начинает развиваться, цвести, а люди ее в этот момент вытаптывают. В августе поток снижается, но растения уже не успевают восстановиться. На следующий год ситуация повторяется. Если в июле установить период покоя, тогда растительность чувствовала бы себя нормально. Но мы понимаем, что сделать это почти невозможно, – констатирует Александр Софронов.

Сложная ситуация развивается и возле Байкальска. Галечниковые косы, которые отделяют здесь небольшие прибрежные водоемы от Байкала, активно посещают туристы, массово заезжая туда на машинах, хоть это и незаконно. От этого косы постепенно разрушаются.

 

О молодых специалистах в науке

Институт географии проводит инженерно-экологические изыскания. Географы работают не только «в полях». В научном учреждении работает химико-аналитический центр.

– Мы выявляем наличие загрязнителей в различных средах. Например, определяем количество тяжелых металлов. Центр работает в системе Росаккредитации, которая довольно сложна в плане контроля качества, – уточняет заведующий центром Валерий Халбаев.

Проходим по лабораториям. В одной из них инженер первой категории Анастасия Гагулина планирует провести анализ проб почвы. Девушка готовит посуду и реактивы, делает навески, а после химических манипуляций обрабатывает результаты на спектрофотометре.

 

 

– Мне нравится проводить новые анализы. Иногда бывают показатели, которые отличаются от общепринятых. Вот, изучаю органическое вещество в торфяных почвах. В университете мы это не проходили, а здесь появилась возможность посмотреть, – делится впечатлениями Анастасия.

Она работает в институте полтора года. Магистратуру биолого-почвенного факультета ИГУ окончила этим летом. Ее однокурсник Никита Скосырский тоже решил пойти в науку. В соседнем кабинете на приборе-анализаторе под названием флюорат он определяет содержание нефтепродуктов в воде и почве.

 

 

– Мне интересна тема влияния техногенного загрязнения на микроорганизмы. Когда я писал диплом, брал пробы в разных местах, в том числе в Тажеранских степях, в поселке Давша, в Хакусах. А в пробе, которую взял в районе поселка Молодежный, я обнаружил очень большое содержание свинца в почве, это все из-за выхлопных газов машин, – сетует начинающий ученый.

От палеогеографии и оценки физико-географической обстановки на поверхности Земли в геологическом прошлом до анализа современного состояния экологии, хозяйственной деятельности и динамики населения – восемь научных подразделений Института географии СО РАН продолжают трудиться над этими непростыми темами. Десятки его сотрудников являются членами авторитетных научных организаций. Здесь ежегодно проводится несколько крупных международных научно-практических конференций, одна их них пройдет 29 ноября. Она будет посвящена 65-летию института, который за годы работы стал признанным научно-организационным центром географической и экологической науки азиатской части России.