19.10.2022 13:39
Рубрики
Общество
Фото
из архива иркутского филиала ВГИК
Фото:
из архива иркутского филиала ВГИК
19.10.2022 13:39

Каждая деревня – маленькое государство

Философию сельских жителей пытались раскрыть выпускники ВГИКа, сняв несколько фильмов о сибирской глубинке

Как течет жизнь за пределами городов? О чем мечтают сельские жители? Почему выбирают жизнь вдали от шумных мегаполисов? Об этом размышляли участники «Иркутского киноклуба» областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского. Поводом стал показ двух документальных фильмов – дипломных работ выпускников Иркутского филиала ВГИК. Зрители увидели фильмы «Сырная история» Маргариты Стельмашонок и «Однако жизнь» Эмилии Кричмар. Обе девушки из мастерской иркутского режиссера Юлии Бывшевой.

 

Никита и его «Милаша»

В центре сюжета фильма «Сырная история» Маргариты Стельмашонок – молодой фермер, владелец семейной сыроварни «Милаша» Никита Россов из деревни Грановщина Иркутского района. Юноше пришлось круто изменить свою жизнь после того, как его семья залезла в очень большие долги. Он сменил сферу деятельности, чтобы помочь с выплатой кредитов.

«Я работал видеооператором, снимал мероприятия, после чего, постепенно расширяясь, начал исполнять функции продюсера. У меня появилась собственная команда, но жизнь распорядилась иначе. Моя мама в 2013 году переехала в Грановщину, чтобы построить себе домик вдали от цивилизации. Ей на день рождения подарили двух коз на шашлыки, но животных стало жалко, их оставили во дворе, а потом начали разводить. Первое время сыр из козьего молока варили дома. Не все пошло гладко, и семья влетела в огромные долги. Примерно миллионов на семь. Мне надо было тогда выбирать – идти по продюсерской стезе и ехать в Москву, либо вытаскивать семью. Я выбрал второе. Мы продали квартиру в Иркутске, я взял еще кредит на миллион, и мы открыли производство. Так я стал главой крестьянско-фермерского хозяйства», – рассказывает Никита Россов.

До этого семья вела совсем другой образ жизни, много путешествовала. Но после переезда в деревню глава семьи не выдержал сельской жизни и покинул своих родных. А Никита вместе с мамой и бабушкой из маленькой кухни в собственном доме отстроили сыроварню с фирменным отделом продаж и теперь выпускают продукт, который по вкусу не уступает европейским сырам.

 

 

– Никиту я знала давно, он тоже учился в иркутском филиале ВГИК на продюсера на заочном отделении на курс старше, – рассказала Маргарита Стельмашонок. – Он не раз приходил к нам и рассказывал про сыроварню, звал нас и преподавателей. Сначала была курсовая, где я снимала его и еще двух предпринимателей, а для диплома выбрала героем Никиту. По сути, это фильм о том, как обстоятельства влияют на жизнь человека, и какова цена мечты.

Режиссер работала над фильмом в течение года. В итоге ей удалось раскрыть характер героя. Показать его повседневную жизнь и насколько творчески Никита подходит к раскрутке своего дела, в полной мере применяя продюсерские навыки. Он проводит презентации, промоакции своей продукции, выступает спонсором мероприятий, устраивает мастер-классы, на которых рассказывает настоящие сырные истории.

– Чтобы лучше раскрыть героя, мы привлекли к съемкам его маму Оксану, и через нее сделали фильм более живым, – рассказала Маргарита Стельмашонок. – Мне захотелось побольше узнать, как живут мои герои, ведь я сама – городской житель. И теперь мне кажется, что я бы тоже могла жить в деревне, ведь там совсем другая окружающая среда. Как-то тише и спокойнее, и люди более добрые и открытые.

 

Деревня как маленькое государство

Героиня фильма «Однако жизнь» Эмилии Кричмар – почтальон Ольга Владимировна из деревни Белоусово Качугского района. Вместе с мужем она развозит корреспонденцию и пенсии по близлежащим деревням. В фильме мы видим зарисовки из жизни героев. Вот их животные: коровы, куры, кот, собака. Повседневный быт за просмотром новостей, разговорами с соседями и походом в церковь.

 

 

– У меня была идея, я сделала несколько заявок на фильм, но не могла определиться с героем, – рассказала Эмилия Кричмар. – Руководитель моего курса Юлия Бывшева предложила снимать Ольгу Владимировну, ведь она была с ней знакома раньше. Сценарий переписывался во время съемок несколько раз, потому что хотелось зафиксировать современные события страны, и окончательно он сформировался только во время монтажа.

В фильме есть полный эффект присутствия. Кажется, что герои не замечают камеры, а просто живут своей жизнью. Точно так же реагируют на съемки и жители, которым они приносят почту. Они не боятся показаться смешными или предстать в не парадном виде. Именно поэтому режиссеру удается передать настоящую атмосферу деревни и характеры этих людей.

– Главным для меня был контакт с героями, с Ольгой Владимировной нам повезло – она очень добрый и спокойный человек, мы до сих пор поддерживаем общение, – рассказала Эмилия Кричмар. – В этом фильме мне хотелось показать, что наша жизнь очень хрупкая, надо находить смысл и жить дальше во что бы то ни стало.

Режиссер снимала героев на протяжении нескольких заездов – с октября 2021 года по март 2022 года, используя метод наблюдения.

– Ольга Владимировна камеры вообще не боялась, не обращала на нее внимания, как и другие жители, – рассказала она. – Видимо, у них нет социальной оценки, что они могут выглядеть на экране как-то не так. Люди в деревне более открытые и свободные.

В фильме есть интересный событийный план о том, как политические и социальные события влияют на жителей деревни, и они пытаются найти собственные ответы на вызовы времени. Например, прибегают к народной медицине – заваривают сосновые почки в качестве профилактики от ковида или заготавливают осиновые ветви для других целительных процедур.

– Наша деревня через все проходила, что в стране делалось, так и у нас. Как и сейчас, впрочем. Каждая деревня – маленькое государство, – философски заключает в финале главная героиня.