Магия национальной сказки

Юные жители Усть-Илимска увидят кукольные спектакли по мотивам народных сказок и станут участниками этнофестиваля. Авторы этого проекта – социально-культурный центр «БиблиоМир» в партнерстве с Центральной детской библиотекой «Первоцвет» – получили грант конкурса «Губернское собрание общественности Иркутской области».

 

Настоящий театр

– Усть-Илимск – город небольшой, его жители не избалованы театральным искусством. Национальная сказка, обладающая удивительной магией проникновения в душу и сердце, способна популяризировать культуру народов, проживающих на территории России, – уверена руководитель АНО «БиблиоМир» Светлана Васильева. – Проект наладит взаимопонимания между детьми разных национальностей, разовьет их эстетический вкус. По итогам проведем мини-этнофестиваль, где участниками кукольных спектаклей станут сами дети.

 

 

На средства гранта приобретут оборудование для оформления театрального пространства и изготовления кукол. В спектакли включат элементы интерактива, чтобы вовлечь маленьких участников в сказочное действо. А чтобы создать у зрителей атмосферу настоящего театра, для представлений оформят программки, афиши, билеты.

– Каждая сказка станет отражением особенностей национальной культуры определенного народа, будет иметь оригинальные национальные костюмы и декорации, музыкальное оформление, в каждой будет звучать народная речь, – пояснила Светлана Васильева.

 

Народные игры

На протяжении нескольких лет АНО «БиблиоМир» популяризирует культуру народов, проживающих на территории Иркутской области, в городе Усть-Илимске и районе. Сейчас завершается проект, поддержанный региональным конкурсом по сохранению национальной самобытности Иркутской области, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений. Он посвящен национальным играм и включает три блока. Первый – народные игры. Школьников учили подвижным играм славянских народов, народов Кавказа и Азии. Участники познакомились с историей появления игр. Кстати, даже учителям эти знания были в новинку. «Никогда бы не подумала, что игра в «резиночки» родом из Китая. А мы в нее в детстве во дворе играли. Она была наша, советская. Здорово, что показали ее моим ученикам. Девчонки теперь на переменах прыгают», – призналась одна из педагогов.

Второй блок – настольные игры. Уже состоялись мини-турниры по шашкам, шахматам, китайским шашкам. Третий – интеллектуальные игры в форматах «Брейн-ринг» и шоу «Своя игра» – на знание культуры народов Иркутской области, России и других стран. Для проведения мероприятий привлекали волонтеров из числа молодежи. Кроме того, авторы проекта разработали и разместили в интернете интерактивные плакаты, посвященные культуре стран, жители которых строили Усть-Илимск, – Болгарии, Венгрии, Германии.

– Игры – это не просто невинные забавы и способ развлечься, выплеснуть энергию. Они учат детей с достоинством принимать поражения и радоваться за других людей. Это еще и отличный повод продемонстрировать свои умения, навыки, скорость, меткость, научиться командной работе, справедливости, дружбе, – уверена наша собеседница.

Она привела несколько примеров подвижных игр, в которые могут играть современные школьники.

Бурятские игры раскрывают тайну местных жителей: их веселый нрав, терпение и силу, которые уходят корнями в кочевой образ жизни. Например, игра на развитие силы и выносливости. «Перетягивание плети или палки». В ней может участвовать любое количество игроков. Один игрок – дед – следит за ходом игры. Для остальных очередность определяется считалкой. Два игрока садятся на пол, упираются ступнями друг в друга. Они вместе берут палку таким образом, чтобы одна рука лежала на середине, а другая – ближе к краю. Вместо палки можно взять крепкий ремень, веревку. Еще одна вариация – без предметов, просто взяться за руки. По сигналу деда играющие тянут друг друга. Цель – поднять противника на ноги.

 

 

Игры народов севера – отражение их быта. В них дети часто примеряли на себя образ взрослого человека: пасли крупный рогатый скот, охотились. Также в играх проверялись стойкость, выдержка и внимание. Для игры «Куропатки и охотники» понадобится мяч. Все играющие – куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

В народные игры башкиров и удмуртов рекомендуется играть большой компанией – так веселее. Одна из них – «Медный пень». Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях (камня, пнях). Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары детей и спрашивает у хозяина: «Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?» Хозяин отвечает: «Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой». После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» – разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем. Бежать можно только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Для удмуртской народной игры «Водяной» очерчивают круг – это пруд или озеро. Выбирается водящий – «водяной». Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловят и те, кого поймали. Они помогают «водяному».