Встреча на земле предков

Дым костров, песни предков и легенды родов – на несколько дней мыс Куркут на Байкале стал площадкой всероссийского конгресса эвенков – Большого Суглана. На него собрались более 400 представителей коренных малочисленных народов из девяти регионов России, по телемосту к ним присоединились соплеменники из КНР и Монголии.

 

Церемония открытия

Торжественное открытие Суглана получилось зрелищным. Церемонии предшествовал обряд символического очищения огнем. На поляне установили ворота, которые венчала маска неведомого духа. Участники действа держали в руках ветки багульника, гостей окуривал дым костра. Гости приветствовали друг друга через оленя. Это старинный эвенкийский обряд, когда люди с самыми чистыми помыслами желают всем добра.

 

 

Представители племен несли родовые флаги и тотемы. Делегации поднимались на сцену. От Хабаровского края вышел шаман с большими рогами на голове. Особенно горячо аплодировали ульчам из Сахалинской области, гостям из самой дальней точки России.

От имени губернатора Игоря Кобзева к участникам конгресса обратилась заместитель председателя правительства региона Валентина Вобликова:

– Через сотни лет тунгусские народы встретились на земле предков. Среди участников мы увидели старейшин и молодежь. Это означает, что эвенкийская культура не только сохранилась, но развивается и процветает. Уверена, что конгресс станет новым этапом межнациональной консолидации и духовного единения эвенкийского и других тунгусских народов, которые являются неотъемлемой частью многонациональной России.

 

 

По завершении церемонии открытия был проведен обряд «добывания удачи». Мужчины символически добыли оленя и устроили пляску охотников.

 

Голубика в молоке

Выставку под открытым небом украшали стилизованные тотемы. Байкальские чайки, которые кружились над площадкой, естественно дополняли декорации. Между шатрами с национальной символикой было много детей и молодежи.

Самую большую экспозицию представила делегация эвенков из Якутии. В павильонах можно было увидеть шкурки животных, старинные фотографии, чеканки, деревянные изделия, одежду, обувь, свитки родословных.

 

 

Мастерицы из села Бомнак Амурской области привезли национальные костюмы.

– Я шью для артистов, изучаю эвенкийские легенды. Эти орнаменты аутентичные – на них изображены горы, люди, сцены охоты. У нас, южных эвенков, в костюмах преобладают желтый, красные цвета. У северных эвенков – более холодные тона – синие, голубые, много зелени, – пояснила мастер национального костюма из села Бомнак Елена Исакова.

В павильоне напротив представители эвенкийской общины из села Ербогачен Катангского района Алла Шеметова и Ольга Каплина представляли национальные блюда. Соленый тугунок, сушеное и вяленое мясо, шашлыки из оленины и изюбря – чего только не было на их столах! Огромные диковинные тарелки для снеди были изготовлены из рогов сохатого.

 

 

– Мои родители оленеводы, – рассказала Ольга Каплина, – они кочуют и готовят ту же пищу, что и наши предки. Также жарят рыбу и мясо на рожнах, пекут лепешки на костре. Попробуйте голубику с молоком, в старину молоко оленей сбивали в сливки, добавляли туда ягоду и кормили детей.

 

Молодые таланты

Работы резчика по кости из Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Вячеслава Бети не знали конкуренции. Он создает уникальные произведения из бивня мамонта и рога оленя, картины из кожи и кости. Имя мастера звучит на отечественных и зарубежных выставках.

 

 

На гостей Вячеслав взирал из-под очков, также выполненных из кости.

– Такие очки от солнца в старину носили, – пояснил косторез. – Я этим промыслом занимаюсь с детства. Иду тропою предков – дед Дмитрий Афанасьевич тоже кость резал. Наш род Бети называют «волчьим», волк у эвенков – тотемное животное. Много времени я провел в тайге, все мои работы сделаны по мотивам сказок и легенд.

Композитор и оранжировщик Максим Дженкоуль из села Ванавара Эвенкийского района Красноярского края работает в разных жанрах – эстрада, рок. Парень создал этническую группу «Орел». Музыканты записали несколько клипов, гастролируют. А еще Максим преподает в детской школе искусств, и его ученики-музыканты становятся победителями в международных конкурсах.

 

Родной язык

В первый день конгресса открылись выставки продукции народных промыслов, печатных изданий, цифровых версий книг.

Надежда Кугут, 15-летняя школьница из Хабаровского края, приехала на конгресс вместе с бабушкой Аксиньей Владимировной и дедом Алексеем Васильевичем. В семье развито старинное ремесло – изготовление оберегов.

– Все обереги мы делаем вручную из меха, кожи и бисера. Бабушка говорит, что они защищают от злых духов, – рассказывает девочка.

В ее школе эвенкийский язык не преподают. По словам сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск) Маргариты Яковлевой, не все эвенки знают родной язык. Он сохранен только в Нерюнгринском и Олекминском районах:

– Есть, конечно, национальные школы. А еще кочевые школы, где учитель кочует вместе с эвенкийским стойбищем, но этого, я считаю, недостаточно.

 

Гальдегир – род лебедя

Экспозиция делегации Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия выделялась на фоне остальных. Посреди нее расположился необычный национальный ковер. «Гальдегир – род лебедя, родословная Барановых» – гласила надпись на нем.

– Здесь собраны имена десяти старейшин-мужчин из поколений нашего рода. Этот список мы составили всей семьей, его завершают мой муж Михаил и сын Дмитрий. Но наша родословная будет продолжена, – рассказала Туяна Баранова.

Она вспоминает, как в селе Багдарин в далеком 1999 году Дарья Петровна Миронова с подругой создали эвенкийский центр. Он и сегодня продолжает работу. Женщины шьют сувениры, национальную одежду.

– Уже и дочки наши подхватили эту эстафету, – улыбается Туяна Баранова.

 

Оставить людям память

Работу конгресса украсила уникальная экспозиция фотографий «Душа земли ульчской». В ее основу легли работы фотохудожников, запечатлевших для истории традиции и культуру, а также мастеров традиционных искусств. Фотографии познакомили участников и гостей с одним из самых малочисленных этносов российского Дальнего Востока – ульчами.

Еще одна фотовыставка приехала из села Тупик Забайкальского края. Ее подготовила работник местного краеведческого музея Галина Абрамова.

– «Каждый должен оставить след для детей и внуков, чтобы они шли по следу, как мы по следу предков» – написал наш эвенкийский поэт Николай Оегир. Здесь вы видите архивные фотографии ветеранов войны и труда, знатных охотников и оленеводов, почетных жителей района. Я в 2014 году организовала музей и с тех пор собираю летопись моего народа. Нашим детям мы должны оставить память, и моя большая мечта, чтобы у нас в селе появилось здание музея.

Школьник из Тупика Артем Бурлак приехал на Байкал впервые. Он занимается спортом, эвенкийскими танцами, играет на кардавуне – разновидности варгана.

– Я горжусь своим родом, – говорит юноша. – Мой дед – известный художник Евгений Царев, а прадед – Никита Васильевич Сахаров – поэт тунгирской земли, дошел до Берлина, где и погиб за несколько дней до конца войны.

 

В поисках лучшего богатыря

Эвенкийская борьба, прыжки в высоту, метание аркана: соревнования по национальным видам спорта под открытым небом собрали немал

 

 

– Предстоит определить лучшего Сонинга – богатыря, воина, защитника. Он должен быть разносторонним человеком, уметь охотиться, – пояснил главный судья соревнований Александр Варламов. – Кроме этого нужно еще соблюдать эвенкийские законы, быть нравственно чистым человеком. Наиболее сильные спортивные регионы – это Якутия и Красноярский край.

Особенно азартными были соревнования по стрельбе.

– Лучше всех отстрелялся Прохор Охлопков из Амурской области, преодолел все дистанции, меткий охотник, – порадовался судья из Республики Саха-Якутия Гавриил Толстоухов.

 

 

Пока горит огонь

Конгресс был прекрасен еще и тем, что здесь встретились земляки, которые не виделись десятилетиями. Они сравнивали генеалогические древа, пели песни и радовались жизни.

– Я встретил землячку, коллегу Ангелину Сафронову, мы с ней учились в музыкальной школе. Она живет в Благовещенске сейчас, мы не виделись 22 года, – рассказал музыкант Максим Дженкоуль.

– Я встретил друга с Амура, мы познакомились 15 лет назад на конгрессе оленеводов мира в Китае и с тех пор не виделись. Это ли не счастье! – радовался Валерий Белкин.

Мария Неустроева из отдаленного эвенкийского поселка под Олекминском (Республика Саха-Якутия) до Байкала добиралась ровно неделю.

– Встреча с соплеменниками – это одно из главных событий моей жизни, – призналась женщина.

 

 

Исследователь истории эвенков из поселка Тунгокочен Забайкальского края Николай Арунеев привез с собой удивительный рисунок. Если обвести одной линией места расселения эвенков на карте России, схематически предстает фигура человека. Это, по словам исследователя, сакральный Верховный эвенкийский Бог, который оберегает свой народ. И это не мистика, уверен исследователь.

Эвенки – одни из древнейших народов северной Азии. Около шести тысяч лет назад древние тунгусские охотники на лося начали разделяться по бескрайним просторам горной тайги, приучив позднее оленя. Эвенкийская мудрость гласит: «Огонь не имеет конца. Он будет гореть вечно, согревать своим теплом тебя и потомков». Огонь жив, пока горит огонь преемственности поколений.

 

«Роснефть» помогает коренным народам

Компания «Роснефть» комплексно подходит к улучшению социального благополучия коренных малочисленных народов в регионах своей производственной деятельности. В компании реализуется масштабная программа по поддержке культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. Дочерние предприятия «Роснефти» также содействуют повышению уровня занятости коренного населения и развитию национальных промыслов.

 


При поддержке «Роснефти» народный ансамбль эвенков «Тогокон» («Огонек», Красноярский край) записал первый студийный альбом

 

В Иркутской области предприятие «Верхнечонскнефтегаз» поддерживает организации коренных малочисленных народов, проживающих в Катангском районе. На средства ВЧНГ проводятся мероприятия по сохранению и развитию традиционной культуры, видов деятельности эвенков, обрядовые эвенкийские праздники.

В Красноярском крае «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» оказывает поддержку коренным малочисленным народам Севера в Эвенкии. Средства ВСНК направляются на исследования популяции дикого северного оленя, сибирского соболя и редкого гуся-пискульки. Один из наиболее интересных этнокультурных проектов последних лет – создание электронной версии эвенкийско-русского словаря «Эведы-лучады турэрук», который дополнил уникальную библиотеку изданий об эвенкийском языке, традициях и фольклоре.