«Вижу руками»

Незрячий мастер возродил в селе старинное ремесло

Житель села Кутанка Осинского района Андреян Иринцеев ежедневно и буднично совершает подвиг – живет, превозмогая слепоту. Незрячий мужчина, ослепший в 40 лет, не отчаялся, не потерял интереса к жизни и освоил непростую профессию пимоката. Мастер делает валенки, возродив забытое ремесло предков.

 

Передовик производства

Андреян Иринцеев ослеп во взрослом возрасте, в 40 лет. До постигшей его беды мужчина работал в совхозе «Бильчирский», любое дело спорилось в его руках – был водителем, трактористом, даже дояром работал, надаивая рекордное количество молока от своих буренок. И на каком бы месте ни трудился – везде передовик производства. Его уважали за добросовестный труд, твердый характер, силу.

В 2003 году по трагическому стечению обстоятельств мужчина потерял зрение. Лечащий офтальмолог, со свойственной хорошим врачам прямотой, скрывать не стал – тотальная слепота необратима, случай непоправимый.

Беда, свалившаяся на плечи, не сломила мужчину. Нужно было учиться жить заново в абсолютной темноте. Гордый человек, Андреян Ананьевич сидеть на иждивении жены не захотел. И троих детей предстояло поднимать на ноги. Значит, надо было искать дело, которое даст смысл жизни, а заодно и прокормит. Супруга Вера Базаровна все годы во всем поддерживала мужа. Вместе они прожили 35 лет, у них уже восемь внуков.

И дело нашлось – мужчина освоил профессию пимоката и начал валять валенки – незаменимую в деревнях обувь для суровых зим.

– Этому я обучился в центре реабилитации слепых и слабовидящих, что находится в городе Бийске. Там проходил адаптацию, учился писать, читать по системе Брайля, ходить с тростью, – вспоминает Андреян Ананьевич. – Там же можно было на выбор освоить новую профессию. Я выбрал пимокатное дело и занялся катанием валенок. Теперь вот – вижу руками.

 

Мини-фабрика на дому

Валенки, кто не знает, – высокие сапоги из свалянной шерсти, овечьей или козьей. Эта обувь для холодных и снежных зим, появилась, говорят историки, в конце XVIII века. Ремесленников, валявших вручную валенки, в сибирских деревнях сегодня почти не осталось.

Вернувшись домой после реабилитации из Алтайского края, Андреян Ананьевич начал искать оборудование для валяльного производства. Дело двигалось медленно, но все же чесальную машину привезли. Из Татарстана. Понадобились производственные площади, мастерская. Все пришлось строить с нуля, помогли сыновья. Табуретки, стол и скамейку Андреян Иринцеев сделал сам, печку для просушки изделий сложил профессиональный печник.

Мужчина легко и уверенно двигается в знакомом до шага и сантиметра пространстве. В мастерской – идеальный порядок. Такой не у всякого зрячего в гараже встретишь. Каждая вещь – на определенной полке, каждый инструмент – в строго отведенном месте.

– Иначе мне нельзя, – улыбается мастер. – Если что положу не туда, где потом искать стану?

Чтобы сделать пару валенок, нужно примерно 3 кг шерсти. Процесс автоматизирован, такая мини-фабрика на дому. Наш герой рассказывает о технологии изготовления войлока. Это сырье, которое еще предстоит получить. Перебранная, очищенная от примесей и мусора шерсть помещается в чесальную машину. Оттуда выходят куделины – основа, сырье для будущих валенок. Его мастер аккуратно раскладывает на верстаке.

 

 

Для начала нужно определиться с размером выкройки или, профессионально говоря, заготовки. У мастера имеется специальное приспособление для определения размера. Он на ощупь проверяет толщину слоя пятки, подошвы. Кто-то из заказчиков просит сделать валенки потоньше, более легкие и гибкие, кто-то – поплотней. Плотные не изнашиваются и служат дольше.

На брусок, с помощью которого устанавливается размер, материал натягивается после стирки и отжима. Валенок погружают в кипяток, затем вытаскивают и мнут руками. Этот процесс напоминает собой стирку белья. Валенок валяют с помощью ребристой поверхности – рубеля. Когда изделие остынет, его кладут в кипяток и снова проводят такую же операцию: стирки и валки. Валенок все больше уплотняется, уменьшается в размере и приобретает форму готового изделия.

Работа эта нелегкая и подходит только людям физически крепким.

– Так наработаешься за день – рубаха мокрая, – признается Андреян Ананьевич

– А шерсть вы где берете?

– У чабанов на отаре, в частных подворьях, после стрижки овец. Главное, чтобы шерсть была хорошая.

– Чтобы изготовить одну пару валенок, сколько времени нужно?

– За два дня могу сделать одну пару. Я в основном зимой работаю, а летом ремонтирую оборудование. За сезон, не торопясь, 60–70 пар валенок валяю.

 

Сам себе хозяин

Качественная обувь из войлока способна согреть ноги в мороз, сохранить их в сухости и обеспечить комфорт.

– А еще шерсть все болезни из ног вытягивает, – убежден мастер. – Старики это знали, всегда валенки носили.

За валенками едут односельчане и жители со всего района. Заказывают в основном пенсионеры, но и детскую обувь специалист тоже нередко делает. И всю родню он давно в валенки обул. Свою первую пару для рекламы выставил в магазине. И дело пошло.

Обувь, сделанная незрячим профессионалом, выходит на совесть – долго не снашивается. А если и прохудится, мастер готов подшить новую подошву, и опять валенки – как новые.

Кроме обуви, мужчина делает по дому немало работы – колет дрова, подметает двор, чистит зимой снег. Умеет столярничать, мастерит шкатулки и другие вещи, в хозяйстве полезные.

В свободное от работы время любит слушать аудиокниги. В основном детективы, обожает классику, например, Агату Кристи.

–Что мне нравится в Андреяне Ананьевиче – он никогда не унывает, – говорит глава муниципального образования «Бильчир» Вячеслав Хартанов. – Это очень дружная семья, Иринцеевы принимают активное участие в жизни муниципалитета. Супруга Вера Базаровна – ветеринар, всегда поможет землякам, если скот на подворье заболел. Дети нашего героя являются социальными партнерами значимых сельских мероприятий. Люди добрые, отзывчивые, гостеприимные. Деревенской закалки, работящие и непьющие.

– Я работать люблю, – с достоинством подчеркивает Андреян Ананьевич. – Не тороплюсь никуда, сам себе хозяин.

Внуки, пока были маленькие, интересовались дедовым промыслом и мечтали стать пимокатами. Но подросли и отказались от этой идеи – больно уж работа тяжелая.