13.07.2022 09:09
Рубрики
Общество
Фото
архив Burkalo production
Фото:
архив Burkalo production
13.07.2022 09:09

Театр на заводе

В Иркутске прошли съемки фильма с Андреем Мерзликиным

В Иркутске прошли съемки короткометражного фильма, главную роль в котором сыграл заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин. Площадкой стало работающее предприятие. Для этого в цехе построили специальные декорации. В итоге за пять съемочных дней команда видеостудии Burkalo production сделала 138 дублей. О том, как это было, газете «Областная» рассказали авторы проекта.

 

Завод живет

Главной задачей проекта, по словам продюсера Романа Буркало, было вернуть завод на карту города.

– На предприятие мы попали во время съемок клипа Сергея Трофимова «Народ», так как песня была о людях рабочих профессий, мы выбирали соответствующие локации, – рассказал Роман Буркало. – Мы были в восторге от масштабов, от людей, которые нам встретились, и от того, что такие громадные производства есть в нашем городе. А еще мы поняли, что на заводе можно снимать – зайти туда большой группой и вести масштабную работу.

 

 

Интересно, что сам автор проекта впервые побывал на этом заводе 35 лет назад, еще в утробе матери, когда она стояла у станка. В итоге руководство поддержало идею Романа Буркало снять фильм об истории предприятия.

– Мы задумали создать художественный проект, который поведает иркутянам такие исторические факты, которые смогут перевернуть наши привычные представления, – рассказал Роман Буркало. – Мы, например, узнали, что инвестором строительства завода был Рокфеллер. И о том, что один из его сотрудников в советское время совершил изобретение и разработал уникальную систему, которая перевернула всю металлургическую промышленность мира.

 

Пять поколений в исполнении Мерзликина

Режиссером проекта стала иркутянка Анастасия Зверькова, уже известная своими документальными и художественными работами «Без неба», «Русский Морган». Главным оператором фильма выступил Алексей Базилевский.

– Ели говорить о сюжете, то этот фильм – о пяти поколениях машиностроителей, – рассказала Анастасия Зверькова. – Из каждого мы взяли одного героя и рассказали эту историю в фильме. Лично меня больше всего поразила фигура инженера-механика, революционера Александра Серебровского. После того, как закончилась гражданская война, его отправили поднимать нефтяную промышленность в Баку. За несколько лет он реанимировал эту сферу. Потом его перебросили на золотодобывающую отрасль и отправили в Америку перенимать опыт. Изучив вопрос, он решил, что нужно перенести московское Главзолото в Иркутск. Здесь он создал завод и открыл Сибирский горный институт, который должен был готовить кадры для предприятия. Институт даже носил его имя. Но в 1930-е годы Серебровского репрессировали, расстреляли, и его имя исчезло из истории, хотя он был самым крупным инженером по нефтяной и золотодобывающей промышленности в СССР.

 

 

Миссия рассказать об истории легла на плечи заслуженного артиста РФ Андрея Мерзликина, которого съемки другого фильма однажды уже привели в Иркутск. Напомним, пять лет назад он сыграл драматурга Александра Вампилова в ленте «Облепиховое лето». Кстати, актер по своему первому образованию радиотехник.

– Нам был нужен человек, для которого завод – понятная стихия, а у Андрея Мерзликина техническое образование, и, кроме того, когда мы сделали ему это предложение, его заинтересовало именно то, что это съемки фильма о заводе, – рассказала Анастасия Зверькова. – Во время работы выяснилось, что он – человек с огромным актерским диапазоном, что не всегда можно увидеть по его привычным ролям.

Андрей Мерзликин родился в 1973 году в подмосковном Калининграде, ныне Королеве – «кузнице» космических кадров. Окончив восемь классов, поступил в Калининградский механический техникум. Окончил его в 1992 году, продолжил образование в Московском технологическом институте. И только после его окончания в 1996 году поступил во ВГИК.

 

 

В иркутском проекте артист исполнил роль рассказчика и перевоплощался в каждого из пяти героев. Во время работы над проектом он покорил сердца заводчан и всей съемочной группы.

– Работать с Андреем Мерзликиным было очень легко, у него нет никаких «завертонов» или звездной болезни, – рассказал Роман Буркало. – Он фотографировался с любым заводчанином, общался со всеми. Хотя условия работы были очень тяжелыми: шумовая завеса, которая не позволяла разговаривать и слышать друг друга, жара. Но он ни разу не пожаловался, хотя снимался в костюме-тройке.

 

Бесценные декорации

Всего в съемках художественного проекта приняли участие более 60 профессиональных и непрофессиональных артистов, в том числе и сами заводчане. Производственная группа фильма составила более 100 человек. Однако главным героем фильма все-таки был сам завод.

Масштабные декорации построили в непосредственной близости от станков. Один только амфитеатр, который создали для проекта, весил больше 1200 кг. Самым дорогим предметом реквизита стала антикварная книга стоимостью более 20 тыс. рублей. Всего же для съемок одной из сцен, действие которой происходило в библиотеке, использовали 520 книг.

 

 

– Концепция фильма: театр на заводе, поэтому у нас не было задачи сделать все точно в плане исторических предметов, – рассказала Анастасия Зверькова. – Например, в сценарии был газовый фонарь XIX века, который нужно было зажечь с помощью спички. Мы долго не могли найти такой, в итоге взяли более современный, отреставрировали, сделали ему дверцу и керосиновую основу. А на заводе для него изготовили основание из деталей для горнодобывающего оборудования, чтобы он мог стоять на земле.

 

 

Впрочем, за аутентичную атмосферу в фильме отвечает сам антураж предприятия.

– Камера не любит ничего нового, глянцевого, а на заводе совершенно потрясающая фактура, – отметил Роман Буркало. – Сам завод старый, но все станки рабочие и при этом соответствуют нормативам. Кому-то такое пространство может показаться мрачноватым, архаичным, но все это позволило нам создать необычный колорит в кадре. Такие «декорации» бесценны для кинематографа.

 

 

Впечатлился атмосферой завода и сам Андрей Мерзликин:

– Завод – это такая живая энергия, я был на производстве давно, можно сказать, в детстве и даже работал там электромонтером. Но в последнее время мне казалось, что это все какой-то анахронизм. И вдруг попадаешь в прошлое! Все как у Довженко в производственной драме!

 

Образ рабочего человека

Кстати, руководство завода рассказало, что фильм многое изменил на предприятии. Удалось даже вдохновить сотрудников, для которых пять съемочных дней стали настоящим событием. Один раз ради проекта пришлось остановить две линии – дело из ряда вон выходящее! И сами заводчане тоже принимали участие в съемках.

– В финальной сцене принимают участие более 200 заводчан и ветеранов труда, – рассказал Роман Буркало. – Мы также предлагали сотрудникам сняться в массовых сценах и получили отличный отклик. Достаточно сказать, что самому младшему участнику проекта шесть лет, а у самого старшего стаж работы на заводе – более полувека. Вообще приятно делать проекты про выдающихся иркутян и про значительные факты истории города, ведь я сам иркутянин, и мне это приносит творческое удовлетворение.

Также авторы надеются, что проект поднимет на новый уровень образ рабочего человека.

– Я должен сказать, что это мощный, классный, интересный проект федерального масштаба, – отметил Андрей Мерзликин. – Меня лично он заинтересовал самой идеей рассказать о заводе и людях труда. В их жизни очень много всего интересного.

 

 

Самым ярким впечатлением артиста от двух посещений Иркутской области стали люди.

– Иркутяне замечательные, помню, как мы снимались на месте гибели Вампилова, и мне пришлось тонуть в ледяной воде, – рассказал Андрей Мерзликин. – Съемки этой сцены изначально должны были происходить на Ладоге, но я убедил режиссера, что это должен быть Байкал. После съемок я пошел прогуляться и случайно познакомился с местными жителями, которые накормили меня позами и напоили горячим чаем. Об этой и других встречах у меня до сих пор теплые воспоминания. Поэтому в Иркутск мне всегда приятно возвращаться.

Премьера фильма назначена на сентябрь. А пока полным ходом идет этап пост-продакшн: монтаж отснятого материала, саунд-дизайн, интегрирование элементов компьютерной графики. Эта работа пройдет в Сочи, Москве и Санкт-Петербурге. Состоится дубляж с Андреем Мерзликиным, ведь во время съемки записать чистый звук не позволял шум завода. После премьеры фильм будет доступен в социальных сетях.

 

Фото: архив Burkalo production