Охотники за хайпом

Эксперты рассказали, как бороться с фейками

Любая чрезвычайная ситуация, пандемия или катастрофа становится хорошей средой для возникновения ложной информации. Соцсети и мессенджеры буквально утопают в фейках, вызывая масштабный общественный резонанс. Кому верить, как проверять факты и где искать достоверные сведения?

 

Видео с круглого стола доступно по ссылке

 

Ложные новости

Лексикон современного общества уже трудно представить без слова «фейк». В переводе на русский язык этот термин означает «фальшивка». Под фейком сегодня понимается любая полностью или частично недостоверная информация, размещенная в интернете, СМИ, медиа. В Иркутской области, пожалуй, одна из масштабных фейковых атак пришлась на период летнего наводнения 2019 года, когда от паводка пострадало 11 районов. Пока спасательные службы оказывали помощь пострадавшим, охотники за хайпом развернули в буквальном смысле информационную войну – было выявлено порядка 15 крупных вбросов.

– В течение первой недели мы столкнулись в беспрецедентным количеством ложных новостей. Соцсети и мессенджеры наполнились информацией, будто более тысячи тел погибших в рефрижераторах отвозят на полигон и захоранивают в братских могилах. Утверждалось, что это делалось с целью скрыть масштаб катастрофы, – приводит пример Евгения Кошелева, главный специалист-эксперт отдела информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по Иркутской области.

Спасатели говорят, что в тот момент провокаторы воспользовались человеческим горем, люди пребывали в мощном информационном потоке и испытывали стресс. Фейк спровоцировал волну возмущения.

– С другой стороны, возник определенный информационный вакуум, поскольку какое-то время официально не озвучивалось число погибших. Тому были объективные причины: проводился разбор завалов, спасатели продолжали находить тела, проводились судмедэкспертизы, опознание родственниками, постоянно корректировался список пропавших без вести – людей находили живыми в ПВР или выяснялось, что они во время паводка были вообще в других городах. Моментом воспользовались те, кто пытался спровоцировать панику, негативные реакции, подорвать доверие к властям и спасательным службам, – отметила Евгения Кошелева.

По ее словам, позднее выяснилось, что авторы информационных вбросов не находились на территории нашей страны. После спекуляций на числе погибших и пропавших без вести злоумышленники прибегли к другой манипуляции. Стали запускаться фейки, в которых спасатели при разборе завалов топили животных на глазах у детей.

– Конечно, информация вновь вызвала мощную волну негатива. У жителей Иркутской области уже не было реакции на подобные фейки, поскольку достоверные данные публиковались на официальных сайтах. Кроме того, выкладывались видеоролики о спасении кошек и собак, к этой работе были привлечены профессионалы из приюта К-9. Жалобы с требованиями пресечь жестокое обращение с животными и детьми поступали в основном из центральных регионов страны, – добавила Евгения Кошелева.

При большом потоке противоречивой информации люди, пострадавшие от наводнения, были дезориентированы. Пребывая в панике и тревоге, они причиняли вред не только себе, но и своим близким.

– Во время паводка мы обнаружили семью, которая длительное время просидела на крыше, в то время как большинство людей уже находились в ПВР, потому что глава семьи под влиянием фейков не позволял простуженным и голодным детям спуститься вниз, – добавила Оксана Серазтдинова, заместитель начальника отдела медико-психологического обеспечения ГУ МЧС России по Иркутской области.

К группам, где распространялись фейки, присоединились мошенники. Их разоблачали местные жители, хорошо знающие друг друга. Как только появлялась недостоверная информация, моментально приходил ответ, что по указанному адресу нет «многодетной семьи с пятью детьми, отца которых унесло паводком».

– Межведомственный штаб оперативно отрабатывал всю поступающую информацию, проводились проверки сведений на достоверность, и, конечно, специалисты оказывали адресную помощь тем, кто действительно в ней нуждался. Позже начались информационные спекуляции, касающиеся несуществующих социальных выплат, с той же целью – дестабилизировать обстановку в зоне ЧС, – подчеркнула Евгения Кошелева.

 

Жертвы провокаторов

Еще одна волна фейков накрыла регион, когда началась пандемия коронавируса. Пожилые люди отказывались вакцинироваться, потому что начитались статей, не содержащих достоверную информацию. В итоге у них не сформировался иммунитет. Печальная статистика по числу гибели пациентов от ковида пришлась на людей старше 65 лет.

Доверчивые граждане часто становятся жертвами провокаторов. Одно из последних землетрясений породило появление фейков о возможных повторных подземных толчках большей силы. Люди поверили и несколько часов провели на улице, боясь зайти в дом.

– Приведу еще один пример информационного вброса. В селе Мамоны Иркутского района в местных чатах появилось сообщение о мужчине, который пытался увести с собой ребенка. Информация не подтвердилась, но всего за несколько часов обросла различными домыслами и трансформировалась до похищения нескольких детей, – сказал Юрий Ильенко, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области.

 

Не позволяйте собой манипулировать!

Эксперты говорят, что так называемые шокирующие новости живут не долго. Пользователи соцсетей перестают реагировать на фейк через двое-трое суток. Тогда провокаторы начинают раскручивать комментарии с новой силой, чтобы запустить очередную волну обсуждения.

– Если публикуемая информация вызывает максимальный эмоциональный отклик, не стоит спешить ее распространять и комментировать. Следует дать себе как минимум несколько часов на то, чтобы она «улеглась», проверить ее достоверность через другие источники. Информационная гигиена, критический подход к любой информации и общее понимание – для чего вообще запускается токсичный, заведомо ложный контент – все это позволит максимально адекватно реагировать на подобное и исключит возможность манипулировать вашим сознанием, – объясняет Евгения Кошелева.

 

 

Вбросы возникают обычно там, где у населения низкая информационная грамотность. Но в последнее время наши граждане стали намного разборчивее, они начинают критически относиться к массовым рассылкам.

– В режиме ЧС оперативный штаб предоставляет официальную, дозированную и достоверную информацию. Это основные критерии, позволяющие снизить тревожность. Поэтому во время трудной ситуации важно сохранять адекватную реакцию, – подчеркнула Оксана Серазтдинова.

Теми, кто намеренно распространяет фейки, движет желание привлечь как можно больше внимания к себе и своим соцсетям. Но авторы недостоверной информации, добавил Юрий Ильенко, разыскиваются и привлекаются к ответственности. Злоумышленников ожидает административный штраф от 30–50 тыс. рублей.

 

 

Запишите телефон

Проверить информацию по ЧС можно по телефонам доверия официальных ведомств. В ГУ МЧС по Иркутской области работает круглосуточная горячая линия по номеру 8 (3952) 40-99-99.