Ремесленный кластер на Байкале

Послушать старинные легенды, научиться делать обереги из конского волоса и бересты, сплести пояс из кожаных ремешков и даже станцевать ёхор. Все это могли сделать гости фестиваля ремесел Прибайкалья, который состоялся в поселке Усть-Ордынский 18 июня. В нем приняли участие 14 мастеров народного творчества из Агинского Бурятского округа, Тункинского района Республики Бурятия и Иркутской области.

 

Рукотворные шедевры

На площади возле физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер» разместилась целая галерея работ мастеров декоративно-прикладного творчества байкальского региона. Вот, например, композиция-триптих Балты Батожаргалова, гостя из Забайкальского края. На первой миниатюре изображен воин, уходящий на войну. Он обнимает беременную жену и прощается с матерью. Вторая – 1943 год, середина Великой Отечественной войны. Здесь – мать, которая молится, чтобы ее сын вернулся домой живой и здоровый. А третья символизирует 1945 год. Победителя встречает сын, который был в утробе матери, когда его отец уходил на фронт. Рядом – миниатюрные памятники участникам войны, установленные в разных странах мира: Германии, Польше, России, Латвии, Эстонии… А еще немало изделий-оберегов, посвященных бурятскому эпосу и национальному герою агинских и хоринских бурят, освободителю земель агинской степи от маньчжурских захватчиков Бабжи Барас Батору.

Другой автор из Забайкалья – Баир Ракшаев – привез на фестиваль национальные бурятские женские украшения из серебра, дополненные вставками из коралла, янтаря и малахита. Оказывается, носить их не так-то просто. Общий вес подвесок превышает 5 кг! Каждая имеет не только свое художественно-декоративное решение, но и функциональную принадлежность. Например, к поясному украшению – гажуурга – прикрепляются огниво, щипчики и игольница, которые могут понадобиться женщине.

 

Тапочки для Сергея Зверева

Мастерицы Байгалма Галсанова, Жаргалма Бакшиханова и Марина Жапова представляют мастерскую «Дулаан Аршан», которая работает в Тункинском районе Бурятии. При помощи техники сухого и мокрого валяния они изготавливают из овечьей шерсти тапочки, чуни, сапожки, рукавицы и даже женские сумочки. Свою мастерскую женщины открыли в 2020 году, после того как Байгалма Галсанова прошла обучение у монгольского специалиста. Самый известный клиент мастерской – стилист и шоумен Сергей Зверев. Во время посещения курорта Аршан он побывал на местном рынке, где приобрел тапочки, изготовленные руками умелец. Обувь настолько понравилась Сергею Звереву, что он попросил сделать еще одну пару для его мамы.

Юлия Золотоева, приехавшая из Улан-Удэ, подготовила для фестиваля коллекцию шляпок и шапок, выполненных из войлока и овечьей шерсти.

 

 

– У меня своя мастерская, – поделилась Юлия. – Все фасоны придумываю сама, вдохновляясь каким-нибудь фильмом, музыкой, картиной, природой. Например, в моей коллекции есть шляпы-цилиндры, а вот эта – симбиоз традиционной бурятской шапки – юудени – буденовки. Я совмещаю с войлоком разные ткани: натуральный шелк, шерсть, лен. Украшаю изделия вышивкой, стразами, паетками…

 

Семейное дело

Народный мастер Иркутской области Александр Шипнягов уже более 20 лет занимается художественной обработкой дерева. На праздник он привез картины, иконы, шкатулки, вазы, самовары, ковши, фигурки птиц и животных, сделанные из дерева и бересты в технике рельефной резьбы. Работы ремесленника неоднократно украшали всероссийские и международные выставки. А еще творчество для Шипняговых – дело семейное. Супруга Татьяна Васильевна тоже мастер, стараниями которой их дом превращен в настоящую деревянную оранжерею, ведь она создает цветы из деревянной стружки. Ствол вот такого подсолнуха, например, выполнен из осины, сердцевина цветка – из сосны, а лепестки – из березы. Если нужен лепесток пошире, мастерица просто склеивает несколько стружек в одну с помощью клеевого пистолета.

 

 

– Мы с женой ведем уроки технологии в школе села Александровск, а проживаем в селе Олонки Боханского района, – рассказывает Александр Анатольевич. – По национальности оба русские, но, поскольку всю свою жизнь прожили на бурятской земле, тоже прониклись культурой бурятского народа. Недавно, например, я сделал традиционный бурятский сундук, в котором хранили приданое невесты, а вот это – бурятский старец в обрамлении пяти священных животных: верблюд, бык, баран, коза и лошадь. Еще несколько картин я приготовил для «Алтарганы», используя бурятский эпос.

 

Сказания и мифы

Национальной мифологией пронизано и творчество Сергея Бурнаева, руководителя мастерской «Оберег», которая открыта в культурно-досуговом центре села Еланцы Ольхонского района. На фестиваль он привез коллекцию керамических изделий. Фигурки шаманов, юрт в форме шкатулок для благовоний, различные панно – это работы и самого керамиста, и ребят, которые занимаются в его кружке. С каждой миниатюрой связана своя история.

 

 

– Это богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия Янжима. По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами, но богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям, – поясняет Сергей. – Рядом – золоторогий баран Огайло, чьи волшебные рога могли исцелять от самых тяжелых болезней. Перед тем как сделать ту или иную скульптуру, мы с ребятами обязательно изучаем сказания и мифы. Это помогает не только сохранить народную культуру, но и делать образы более выразительными.

 

Оберег из конского волоса

Пока одни мастера с увлечением рассказывают о своем творчестве, другие – проводят мастер-классы, чтобы приобщить к своему увлечению всех желающих. Екатерина Осипова, художник Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов, показала, как можно изготовить обереги из конского волоса. По ее уверениям, он чистит энергетику, а кроме того, оберегает человека от злых помыслов, впускает в дом счастье, удачу и благополучие. Оберег нужно сделать в виде человечка. Голова – бусинка, ниже – стилизованное туловище из ткани, заканчивающееся пышным волосяным пучком.

Нина Медведок и Валентина Щенова, представляющие Иркутскую региональную общественную организацию «Союз мастеров народного искусства «Оникс», поделились тонкостями уникальной техники «Иркутская гладь». Ее изобрела мастерица Мария Азеева в начале 2000-х годов, соединив воедино тип вышивки полтавской глади и русского шва. Если художественная гладь выполняется стежками путем сливания тонов, то иркутская делается с прикрепом: вышивается одна дорожка, а следующая заходит на нее, из-за чего получается более объемный и рельефный контур.

 

 

Александр Шипнягов наглядно продемонстрировал, как можно за 15 минут вырезать из дерева объемную розу, чем особенно впечатлил ребятишек, увлеченно наблюдающих за этой работой. Билигма Казанцева из поселка Агинское Забайкальского края научила модниц плести из пяти пар кожаного шнурка красивый пояс.

 

Мастер игрушек

Методист по декоративно-прикладному творчеству из Эхирит-Булагатского района Галина Баглаева показала процесс создания оберега из кожи, меха и бусин в образе женского лица в меховой шапочке. Его можно использовать не только дома, но и в автомобиле, ведь внутри такого изделия – богородская трава, которая не только освежит воздух, но и убережет путешественников от неприятных инцидентов.

 

 

А иркутянин Евгений Мирский продемонстрировал, как за считанные минуты сделать из дерева детскую игрушку – вертолет. Мастер в совершенстве владеет различными видами художественной резьбы, но в последние годы активно занимается темой реконструкции русской народной игрушки: городецкой, нижегородской, богородской… Семь лет назад в одном из журналов Иркутской области, рассказал Евгений Семенович, вышла статья, где его конкретно назвали мастером игрушек, что сподвигло развиваться именно в этом направлении.

 

 

Кроме мастер-классов в рамках фестиваля прошел показ детской одежды, выступления музыкальных коллективов и различные конкурсы. А завершился праздник бурятским танцем ёхор, участие в котором с удовольствием приняли и мастера, и гости фестиваля.

Как пояснила организатор, директор АНО «Байкал» Татьяна Швыдченко, основная цель фестиваля ремесел – создание ремесленного кластера, который пока объединит ремесленников трех регионов: Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

– Мы хотим, чтобы у всех была возможность общаться, обмениваться опытом, реализовывать свои идеи. Чтобы жители и гости нашего региона видели не штамповку, а настоящую культуру, – подчеркнула она.

Проект по созданию этнокультурного кластера уже получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. А талисманом его стала белка. Правда имя ей выберут уже к следующему фестивалю, который планируют сделать ежегодным.