Этнотуризм в Иркутской области возрождает народные традиции

Про шаманов, обряды на деньги и баранов для праздника

В Иркутской области постепенно развивается этнотуризм. Журналист «Областной» 29 апреля 2022 года побывала в одном из этнотуров по проекту «Это Этно» в Баяндаевском районе Усть-Ордынского Бурятского округа. За день удалось познакомиться с шаманом, узнать интересные малоизвестные исторические факты, поучаствовать в иммерсивном представлении в музее под открытым небом.

Туристический проект создала региональный руководитель Гильдии межэтнической журналистики в Иркутской области, директор организации АНО “Байкал” Татьяна Швыдченко и победила во всероссийском конкурсе молодежных проектов Росмолодежи, получила грант.

– Я организовывала пресс-туры в Усть-Ордынский Бурятский округ, обратила внимание на то, что иногда журналисты, гиды не знают о том, какие народы в каком районе живут, какие есть традиции. Захотелось, чтобы как можно больше людей смогли к нам приехать и познакомиться с потрясающими людьми, с национальной культурой. Сейчас много говорят о развитии туризма, но чаще всего речь идет о Байкале. А ведь и в сельской местности есть что посмотреть, – отметила Татьяна Швыдченко.

В Баяндае, в 130 км от Иркутска, действительно, есть на что посмотреть: красота бесконечных степей заставляет задуматься о величии природы, пасущиеся коровы и лошади дополняют эту картину. Кстати, мы узнали о том, что встретившиеся лошади – это знак, поэтому нужно потрясти руками, чтобы денежная удача пришла.

Небо кажется совершенно другим, чем в городе – облака складываются в необычные, причудливые фигуры. Здесь воздух опьяняет чистотой. Хочется остановиться и прислушаться к себе, к шелесту травы под копытами лошадей и коров. Слушаешь, как они срывают и жуют траву – успокаиваешься, хочется насладиться моментом больше, но нужно продолжить путь и продолжать слушать удивительные истории Татьяны: “… Кажется, что время здесь течёт своим чередом, медленнее, чем в городе. Помню, встретила в одном из районов толпу людей в национальных костюмах, которые можно увидеть на фото в каких-нибудь учебниках. Подошла к людям, поинтересовалась, что они делают. Оказалось, там снимали фильм, а они пришли на прослушивание, сами надели костюмы. Спросила, откуда у них такие костюмы, потому что было видно, что им очень много лет. А мне с удивлением ответили: «Как откуда? Дома взяли, у нас у каждого лежат». Это было похоже на то, что время здесь идёт по-другому, для них 10, 20 лет будто вчера». Татьяна дальше продолжала рассказывать, но мысль про время и его другое течение в Баяндае меня поглотила. А ведь и правда – в городе, из-за вечной спешки, мы забываем жить?

По дороге к Баяндаю можно познакомиться с местными легендами, даже услышать мистические истории, которые, возможно, случались с теми, кто, приехав на бурятскую землю, не чтили традиции. Нужно обязательно останавливаться возле барисанов – священных мест. Делать это нужно для счастливой дороги, по поверьям, если не остановиться и не поблагодарить, задобрить духов, то дорога будет нелегкой, может сломаться машина. А благодарность простая – положить возле барисана монетку, но есть и другие способы задабривания духов.

Гостей кормили вкусно и много. После трапезы нас повезли к потомственному шаману – Борису Николаевичу Хунгееву, который родился в Баяндаевском районе. Он принимал нас в своем шаманском домике, который внешне не отличается ничем от рядом стоящих жилых домов. Зайдя в дом, мы увидели простого человека – в рубашке, штанах и головном уборе. Сначала не верилось в то, что потомственный шаман выглядит точно так же, как и мы, а не в каком-то специальном костюме. Правда, есть халат, как его назвал Борис Николаевич, но он не успел его надеть. Было удивительно, что Борис Хунгеев в прошлом работал в правоохранительных органах. Целых 20 лет! Он подполковник милиции, уже на пенсии. Говорит, что даже во время работы отпрашивался на молебны, это не возбранялось.

Борис Николаевич рассказал, что можно и нужно отличать настоящих шаманов от неошаманистов: «Их сразу видно, они сами рекламируют себя: «Я шаман, ко мне приезжайте!». Настоящий шаман никогда не скажет так». И не назовет точную сумму за обряд, не будет заставлять оформлять кредит, не будет запугивать опасностью и т.п. «Мы обращаемся к земным, небесным, поднебесным духам. Обряды идут каждый день. Домик поставили, чтобы принять людей, чтобы они не искали место для проведения обряда. Бывают проблемы с поиском, например, не положено проводить обряды в доме, где у женщины критические дни», – отметил Борис Николаевич. Шаманский домик принимает почти каждый день с 10 до 20 часов.

Настало время обряда – на работу, учёбу, дорогу. Для обряда привезли с собой специально то, что сказал заранее шаман. Сначала Борис Николаевич по солнцу окурил свежим дымом от коры пихты нас всех. После начал обращаться к духам, говоря на бурятском и переводя после на русский. Обряд длился около 30 минут.

Далее мы отправились в музей под открытым небом, который решили строить в 2011 году. Перед большими, резными воротами нас встречали красивые женщины в национальных бурятских костюмах с молоком в руках. Территория музея большая – на ней расположена деревянная юрта, навес.

В этот день мы стали участниками театрально-вокального представления – празднования дня рождения ребёнка – милан. Этот день был особенным: приезжали родственники жены, дарили подарки и главное – преподносили мясо барана, которого должны были приготовить в этот же день. Каждому члену семьи полагалась отдельная часть барана: самому старшему, отцу жениха, – голову барана, желудок – матери жениха.

Нас тоже угостили традиционной пищей – мясом барана, саламатом, боовами и др. Бурятские традиции и гостеприимство оставят добрые впечатления на долгое время. Успели мы побывать на мастер-классе по лепке белорусских вареников. Потом посетили юрту зажиточного бурята и белорусскую избу.

Восьмистенная бурятская юрта с двумя пристроями была построена в начале 20 века, привезли ей из улуса Отонхой Эхирит-Булагатского района в 2012 году. Один из пристроек служит сенями, а во втором занимались изготовлением молочного напитка «Тарасун». Юрта принадлежала Нохоеву Андрею Николаевичу.

«В Иркутской области это одна такая юрта, больше, к сожалению, не сохранилось. Много сундуков говорит о том, что хозяин был богат. Все предметы быта мы собирали на территории нашего района, нам отдавали даром», – отметила директор Бандаевского музея Ольга Гудеева.

Белорусский дом был вывезен в 2013 году из деревни Толстовка Баяндаевского района, датируется началом XX века. Дом принадлежит Анегденко Ивану Афанасьевичу, выглядит добротно: крепкие стены, внутри белены, стоит кровать, скамейка, прялка, на столе лежат льняные салфетки. Кстати, лён, по словам Ольги Гудеевой, привозили белорусы с собой во время переселения. В нашей поездке была даже внучка хозяина дома, о том, что он стал экспонатом музея, накануне ей рассказала бабушка.

Что в юрте, что в белорусском доме чувствуется запах времени, словно, зайдя внутрь, перемещаешься в прошлое. Чем это не машина времени?

Татьяна Швыдченко отметила, что проект будет продолжен. «Мы видим искренний интерес к проекту и со стороны принимающей стороны, и со стороны гостей. Люди узнают много нового о том месте, где живут, делятся этой информацией в блогах, рассказывают близким», – отметила она.

По проекту уже состоялась поездка в Осинский район, где молодым журналистам, блогерам показали татарские деревни, где люди сохранили традиции своих предков. Татары учили гостей готовить бэлеш, а буряты – саламат. В Осе прошли национальные бурятские игры, гости учились голыми руками ломать кость, играть в шагай наадан – бараньи лодыжки.

Справка. Баяндай (бур. баян – богатый, дайда – земля, просторы; богатый край, богатая земля) – село в Усть-Ордынском Бурятском округе, административный центр Баяндаевского района. Расположен в 65 км к северо-востоку от посёлка Усть-Ордынский и в 130 км к северо-востоку от Иркутска на реке Баяндайка. Предположительно, местность названа по имени Баяндая – родоначальника бурят баяндаевского рода эхиритов. Официально Баяндай упоминается как стоянка похода русских во время завоевания Восточной Сибири (XVII век).

Фото и видео автора