Жизнь как джазовая импровизация

Иркутский пианист и пропагандист джаза, продюсер и общественный деятель Александр Филиппов считает, что музыкальное направление, которому он отдал всю жизнь, – только для смелых. Неслучайно проект с таким названием больше года назад появился под эгидой фонда «Джаз на Байкале» и получил поддержку Фонда президентских грантов. Способность рискнуть и огромное желание сделать Иркутск джазовым городом принесли свои плоды. За 16 лет существования «Джаза на Байкале» не только множатся поклонники джазового направления, но и растет число юных талантливых музыкантов, которые связали с ним свою судьбу.

 

– Александр, в этом году вам исполнилось 45, как ощущения?

– Если честно, в юности я думал, что в 45 буду совсем другим – мудрым, твердо стоящим на ногах. Наверное, мне близко отношение к жизни как к импровизации. Тем более, что жизнь – это то, что происходит с нами прямо сейчас. Вчерашний день уже в прошлом, а завтрашний еще не настал.

 

– Вы ведь не только организатор, но и музыкант, всегда ли удается уделять этому внимание?

– В последнее время я очень редко сажусь за инструмент, чтобы что-то сыграть спонтанно. Конечно, с исполнительской точки зрения это очень важно, но учитывая мою нынешнюю деятельность, у меня много приоритетов другого плана. Поэтому, к сожалению, я сажусь за инструмент во время репетиции или на концерте. Кстати, на прошлом фестивале «Джаз на Байкале» у меня было столько задач, что мой коллектив «Доктор Джаз» на открытии фестиваля выступал без меня. Мне бывает очень сложно перестраиваться от организационных моментов и выходить на сцену с чистым сознанием. А это особенно важно в джазе, ведь там нужно попасть в состояние, поскольку эта музыка захватывает людей именно эмоциями.

 

– А что для вас фестиваль «Джаз на Байкале»?

– Это сбывшаяся мечта. У меня было большое желание создать в Иркутске джазовый фестиваль, ведь мы вместе с «Доктором Джазом» бывали на таких мероприятиях в других регионах. В тот момент мы не были профессиональным ансамблем, и я достаточно плотно занимался медициной, ведь я, как и мои родители, получил высшее медицинское образование. Но я почему-то уже тогда мечтал о том, как к нам приезжают известные музыканты. Потом произошла знаковая встреча с Анатолием Берестовым, который делал фестиваль «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке. Это был удивительный человек, энтузиаст, который в не очень большом и не самом передовом с точки зрения культурной жизни городе проводил фестиваль, собиравший выдающихся музыкантов со всего мира. Он также сумел убедить руководство Кемеровской области, чтобы в 1984 году создать государственное учреждение культуры Джаз-клуб «Геликон» в Новокузнецке.

 

– Анатолий Берестов вас вдохновил на создание фестиваля?

– Он не просто меня вдохновил, но и готов был выступить партнером, создать соглашения на уровне губернаторов регионов и сделать совместный проект. Мы начали работу над фестивалем, который должен был пройти в июне 2006 года. Но в апреле Берестов лег на плановую операцию, потом впал в кому и через несколько дней скончался. Это был шок для всех! А у нас уже была реклама, к нам ехали артисты, которым была направлена предоплата. В итоге я связался с продюсером Алексом Нахимовским, который занимался артистами в США, зашил наличку в пояс, сел в поезд и поехал в Новокузнецк (приглашенные в Иркутск артисты сначала должны были выступить там). Благодаря тому, что в Новокузнецке была команда, которая много лет занималась фестивалем, все прошло хорошо. Сложнее было в Иркутске. Мы тогда, например, взяли Дворец спорта «Труд» в качестве площадки и думали, что он заполнится любителями джаза.

 

– А кто выступал на том первом фестивале?

– Очень серьезные музыканты. Например, певица Шейла Джордан, которая начинала еще с Эллой Фицджеральд, квартет Джимми Гринна и многие другие. В итоге мы ушли в минус на 2 млн рублей. И я благодарен своей семье – маме, папе, жене, что они в тот момент меня поддержали.

 

– Тогда квартира два миллиона стоила!

– Вот и пришлось ею пожертвовать, ведь гонорары у гостей были высокие, а билетов мы продали немного и господдержки не нашли. Но была хорошая пресса, потому что это мы провели по-настоящему значимое музыкальное событие для города. А еще тогда мы подружились с Алексом Нахимовским.

 

– Игорь Бутман тогда еще не был участником фестиваля?

– Нет, с ним мы познакомились на фестивале во Владивостоке. Так получилось, что нас, достаточно неизвестный сибирский коллектив «Доктор Джаз», поставили в первом отделении одного из фестивальных дней, где во втором отделении выступали звезды – квартет Игоря Михайловича Бутмана с трубачом Рэнди Брекером. А после выступления он нас взял на встречу с американским консулом, завязалось неформальное общение, и он пригласил нас в Москву выступить в его Le клубе.

 

– Чем вы его покорили?

– Наверное, искренней энергией и желанием заниматься джазом. Люди это чувствовали. Вот и Алекс Нахимовский пригласил «Доктор Джаз» на гастроли в Америку. Тогда в 2007 году выступление коллектива из Восточной Сибири в Нью-Йорке было делом беспрецедентным! И так получилось, что джазовая волна меня захлестнула. Началась подготовка к фестивалю, продолжалась концертная деятельность. Я создал юридическое лицо и подумал, что мне нужно получить какое-то образование в сфере менеджмента. С одной стороны, все это было стрессом, а с другой – выходом из зоны комфорта и стимулом для дальнейшего развития. В 2022 году пройдет уже семнадцатый по счету фестиваль «Джаз на Байкале». Мы получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив, что особенно ценно в год столетия джаза в России.

 

– Вашему коллективу в 2021 году исполнилось 20 лет, как вы вообще увлеклись джазом?

– Мои родители – медики. Но папа – поэт по призванию. Он всегда слушал хорошую музыку, дома была большая библиотека. Когда мама была беременна мной, отец давал ей слушать классику и джаз. Как прогрессивный педиатр, он считал, что развитие ребенка начинается уже в утробе. А в шесть лет родители отвели меня на прослушивание к композитору Владимиру Зоткину. Он тогда сказал, что если отдать меня в хорошие руки, то я могу стать выдающимся исполнителем. Меня определили в музыкальную школу № 7, там мне очень нравилось, ведь педагог старалась подходить ко мне индивидуально. Потом меня перевели в Областную школу искусств, но там у меня не очень сложились отношения с преподавателем, а музыка в какой-то момент стала наказанием. Но родители вовремя отвели меня в джазовый оркестр Владимира Романенко. Благодаря этому человеку я остался в музыке. И это была совсем другая история – ответственность перед коллективом, гастроли, выступления. Я стал понимать, для чего я учусь музыке. В итоге играл в этом оркестре до 2000 года. Уже колледж музыкальный закончил, учился в мединституте и продолжал выступать с ребятами.

 

– Как появился ансамбль «Доктор Джаз»?

– Я окончил вуз, поступил в ординатуру, завершил сотрудничество с оркестром, и мне стало отчаянно не хватать музыки в жизни. И я решил, что нужно создавать свой коллектив. Нашел единомышленника – саксофониста и врача Владимира Шишкина. Собрались доктора, играющие джаз, – так и появилось название «Доктор Джаз». Вокалисткой мы позвали Наталью Лихошерст, с которой познакомились еще в ансамбле Романенко во время наших гастролей в Грецию. Она уже преподавала вокал. Это было начало 2001 года. За более чем 20 лет поменялось огромное количество музыкантов, но двое – я и Наталья – остались неизменны.

 

– Как же возник проект «Джаз для смелых»?

– Для нас это логическое продолжение работы: все музыканты ансамбля «Доктор Джаз» – отличные преподаватели, да и в определенный момент становится необходимостью делиться опытом и знаниями. Важно, что в «смелых» принимает участие немало молодых музыкантов из Иркутской области. А еще, когда я выхожу на сцену с ребятами, у меня возникает ощущение, будто я возвращаюсь в свою юность. И это настоящая преемственность, ведь «смелые» имеют возможность участвовать в фестивальных и концертных мероприятиях Фонда «Джаз на Байкале» совместно с ансамблем «Доктор Джаз», а также с другими звездами российской и зарубежной эстрады.

 

– Какие у вас планы на будущее?

– Я все эти годы мыслил проектами и сам считал себя проектом в проекте. Сейчас моя цель – вырваться из этой концепции, ведь у «Джаза на Байкале» уже есть команда, «Доктор джаз» – самодостаточный коллектив, а «Джаз для смелых» живет, растет и развивается. Хочется найти новые грани развития собственной личности. Может быть, больше наблюдать за небом и радоваться простым вещам. Это во многом связано с рождением сына, который у нас появился три года назад. Словом, жизнь продолжается, и я готов развиваться дальше.