13.04.2022 14:11
Рубрики
Общество
Фото
из архива Аркадия Давыдова
Фото:
из архива Аркадия Давыдова
13.04.2022 14:11

«За иконы мне предлагали безумные деньги»

«Русская икона – это явление», говорит иркутский собиратель старины Аркадий Давыдов. Недавно он отреставрировал уникальную икону, написанную в 1883 году в Иркутске.

 

А бабушка Ленина слушала!

Аркадий Михайлович – замечательный собеседник, образованный, эрудированный и талантливый. О чем с ним ни заговори, у него всегда найдутся интересные истории. Про собственную родословную, например. Бабушка Таня в Петрограде времен революции 1917 года встречала Ленина на Финляндском вокзале и даже слушала его выступление. Работала в Смольном, лично знала Кирова. А дед Давыдова был генералом НКВД, пережил репрессии, спасся чудом.

Сам Аркадий Михайлович долгое время работал врачом, нейрохирургом, психиатром. Вспоминает, как самолетами санавиации летали с коллегами в самые отдаленные уголки Приангарья, оперировали людей, спасали жизни.

Он пишет книги, где много вещей автобиографических. А еще собирает антиквариат. С самого детства в семье были старинные вещи, с некоторыми из них наш собеседник не расстается до сих пор.

Богословием и иконописью Давыдов увлекся в студенчестве, на втором курсе медицинского института. Преподаватель Николай Решетников читал «Научный атеизм», а студенты развлекались гаданием на Библии. Аркадий же подошел к делу основательно: собрав несколько стипендий, купил Евангелие на старославянском языке. Потом пришлось и учебник по старославу достать, чтобы понимать написанное.

А уже когда работал врачом, судьба свела его с коллекционером.

– Я увидел иконы у журналиста Ивана Козлова. И заболел иконами. Стал ездить, искать их, – вспоминает собеседник. – Отчего меня гипнотизировала икона? Позднее я понял: ее ритмами, красками, удивительной, своеобразно спрессованной символикой, плещущей на зрителя обратной перспективой и, конечно, возрастом! Они, эти волшебные каноны, соединены за столетия так, что успокаивают и притягивают. Это есть способ материальными средствами изобразить духовное. Художник, француз Анри Маттис приехал в Россию в 1911 году и был поражен российскими сокровищами, наглядевшись икон! Его заворожило полыхание киновари, блеск золота нимбов, монументальность храмовых вещей, проработка деталей, мощная лава времени и событий в религиозных сюжетах спрессованная! Ему принадлежит фраза: «В Россию нужно ехать, а не в Италию…!»

 

«По заказу крестьянина Даниила…»

В поисках икон, а это было в 1986 году, Давыдов заехал в село Нюки Кабанского района Республики Бурятия. Гостеприимный селянин пригласил приезжего за стол. За трапезой изумленный гость рассмотрел, что в качестве стола служит огромное иконописное деревянное полотно, поставленное на козлы.

– Ногами под низеньким столиком постоянно натыкался на две перекладины, они мешали распрямиться ногам! Безотчетное чувство не давало покоя мне. Я отвернул клеенку и увидел голубое небо, гриву коня, колено всадника. Икону я, а это был лик святого Георгия Победоносца, повергающего дракона, купил. Оторвал пленку, а там следы от кружек с горячим чаем. Это непростая икона, авторская. Подписана: «По заказу крестьянина Даниила… написан сей образ. Писал Михаил Кроненберг, 1883 годЪ». В левом верхнем углу иконы изображен святой Даниил столпник. Представляете, крестьянин Даниил заказал икону, попросил нанести на нее изображение своего святого-покровителя. В Иркутск на лошадках поехал из деревни, нашел исполнителя, заплатил ему деньги, забрал через полгода, может. И опять обратно на лошадках. А путь-то неблизкий. Удивительная история, – волнуется собеседник.

 

 

Икона через некоторое время после приобретения попала на реставрацию к молодому мастеру Сергею Фролову. Удалось что-то сделать, расчистить полотно, но работа не была завершена. И вот спустя более чем 35 лет икона воссияла новыми красками. Работу выполнил иркутский реставратор Николай Натяганов.

– Да как выполнил! Николай – большой художник, талантище. Он икону окончательно для меня раскрыл. Сегодня он окормляет Богородице-Казанский храм в Иркутске, пишет для него иконы. И какие! Нежные мазки, цвета и тонкая лессировка. Великие художники прошлого Рокотов и Левицкий так работали!

– Знаете, бывают такие сложные работы, но в случае с Победоносцем этого не было, – рассказывает Николай Натяганов. – Икона была читаемая. По стилю написания она далека от канонических византийских или древнерусских икон, скорее, похожа на живопись.

 

Подарок для музея

К Давыдову обращаются за помощью и консультацией музейные работники и такие же, как он, любители и собиратели старины. Работая с антиквариатом, приходится много читать, заниматься самообразованием, посещать музеи.

 

 

Аркадий Михайлович собственноручно реставрирует антикварную мебель. Скромные старинные вещи под его рукой превращаются в бесценные произведения, красивые и дорогие. Любит работать с деревом – оно живое и теплое.

– Мужчина должен уметь работать руками, так меня мама учила!

Причем деньги для собирателя не главное.

– Служить следует только цели, не вожделея денег, ибо деньги при правильно выбранной цели придут сами, они все же вторичны! Важно изучение и восстановление артефактов. Это и есть цель коллекционера.

Иконы – особая любовь мастера. О них он может говорить часами.

 

 

– Это уникальное явление русской жизни! Когда князь Владимир крестил Русь, наивная русская душа распахнулась, откликнулась, приняла византийскую живопись и внесла в нее что-то свое – прекрасное, нежное. Я привозил иконы, которые десятки лет назад использовалась не по назначению. Лучшие иконы из моей коллекции сегодня находятся в Иркутском областном художественном музее. Одна из них – Богоматерь Печерская, которую я когда-то купил в Голоустном. Когда о ней узнал московский коллекционер, мне предлагали безумные деньги, на машине можно было из Москвы вернуться. Я отдал ее не москвичу, а Иркутскому музею за приемлемую цену, за что сам купил. Это икона старинного письма XVIII века, она прекрасная – шедевр, которому нет цены.

– А ваша икона святого Георгия Победоносца останется в Иркутске? Какова ее дальнейшая судьба?

– Несколько икон я подарил областному краеведческому музею. Я 20 лет собирал их. Это моя коллекция, сейчас делаю ее каталог, но продавать Георгия Победоносца не планирую. Это иркутская икона, и она должна остаться здесь.

 

Фото из архива Аркадия Давыдова