Защитить Байкал от цветения

Лимнологический институт СО РАН поддерживает законопроект депутатов Госдумы об ограничении продажи фосфатосодержащих порошков на Байкале. По мнению ученых, это позволит улучшить экологическую ситуацию на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Научная дискуссия закончена полвека назад

Напомним, депутаты Государственной думы РФ Дмитрий Кобылкин, Николай Будуев, Николай Валуев и Сергей Тен предлагают внести изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал». Они касаются запрета продажи товаров бытовой химии с содержанием фосфатов и фосфанатов от 5% и выше в Центральной экологической и буферной экологической зонах Байкальской природной территории.

– Обозначенная проблема характерна для всех водоемов страны, – отмечает директор Лимнологического института Андрей Федотов.

Научная дискуссия по этой теме в мире закончилась еще 50 лет назад. К середине 1970-х годов ученые накопили значительный фактический материал, который доказывал, что избыточное содержание фосфора и азота вызывает в водных экосистемах процесс эвтрофикации. В США и Канаде проводились многолетние эксперименты на водоемах. Озера искусственно «удобряли» биогенными компонентами, и там начиналось бурное цветение водорослей, ухудшалось качество питьевой воды. Как только «подкормку» останавливали, продукция озер приходила к первоначальному состоянию. Некоторые водоемы даже делили на две части: одну оставляли, как есть, в другую вносили биогены, и именно там неизбежно случались вспышки излишней биологической продуктивности.

 

 

Один из главных источников фосфора и азота – некачественно очищенные сточные воды. При этом, для удаления глубокого фосфора требуется дополнительная обработка стоков химреагентами. Вот что по этому поводу в сопроводительном письме к законопроекту сообщает руководитель Роспотребнадзора РФ Анна Попова:

«Антропогенная эвтрофикация водоемов и водотоков, возникающая в результате избыточного поступления в них фосфора, сопровождается характерным комплексом изменений… По данным Роспотребнадзора, в последнее десятилетие отмечается ухудшение состояния водных объектов, используемых в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, связанное с процессами эвтрофикации».

 

Река Тыя несет в Байкал шесть тонн фосфора в год

– Особенно тяжелая ситуация с некачественной очисткой сточных вод сложилась на Байкальской природной территории, – продолжает Андрей Федотов. – Ни одно из предприятий по очистке стоков, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, не работает с соблюдением нормативов очистки сточных вод. И это критично, поскольку за многомиллионную эволюцию гидробионты Байкала адаптировались к низкоминерализованной воде озера.

 

 

Ученый в очередной раз приводит в пример ситуацию на побережье возле Северобайкальска. Там в течение последних 10 лет аномально разрослась нитчатая водоросль рода спирогира. Очистные сооружения города сбрасывают сточные воды в реку Тыя. И если в середине прошлого века минерализация в Тые была даже ниже, чем в самом Байкале, то в настоящее время за счет сточных вод в озеро поступает порядка шести тонн фосфора в год. Они в свою очередь провоцируют развитие около 230 тонн биомассы водорослей, которые развиваются в мелководье практически круглый год.

Продукты их гниения пагубно сказываются на обитателях озера, пляжи периодически покрываются сплошной вязкой массой отмершего фитобентоса.

 

 

– По нашим данным, биомасса береговых выбросов этой аномальной растительности доходит до 90 кг на один квадратный метр пляжа. И это не единственный пример захвата нитчатой водорослью мелководной зоны Байкала. Как правило, где есть крупное поселение, там она и цветет, – констатирует директор ЛИН. – На Байкале нужно строить новые очистные сооружения. Но даже не дожидаясь строительства, уже сейчас можно добиться снижения антропогенной нагрузки на экосистему озера. И этой мерой является резкое уменьшение фосфатов в составе бытовых моющих средств.

 

Спирогира вернулась

Можно вспомнить еще один пример. На дне озера в районе поселка Большие Коты тоже есть спирогира. Сам населенный пункт небольшой и удаленный, но там находятся научные базы институтов. Ученые совместно с общественниками несколько лет проводили информационную работу по применению в поселке экологичных стиральных порошков, что давало свои результаты. О реализации проекта «Стоп-сток» напомнила руководитель общественной экологической организации «Мой Байкал» Надежда Николаева.

– Мы подготовили красочные буклеты, где доступным языком рассказывали населению о вреде применения бытовой химии с высоким содержанием фосфатов. С 2015 года совместно с учеными активно распространяли эти памятки. В университетах и библиотеках читали лекции по данной проблеме. Кроме того, в виде спонсорской помощи в Больших Котах были распространены бесфосфатные моющие средства от известной фирмы «Сплат». Запасов хватило на несколько лет. В результате на тот период спирогира там исчезла.

Ученые установили, что после того, как в Больших Котах перестали использовать более экологичную бытовую химию, спирогира снова начала разрастаться. Ведь в воду Байкала там опять стало поступать немало фосфатов.

 

 

– Очень важно применять порошки с низким содержанием фосфатов, – уверена Надежда Николаева. – У нас был опыт и на Ольхоне работать с магазинами по продаже более экологичных порошков. Но, к сожалению, за всеми не уследишь. Там много магазинов, кто-то привез одно, кто-то другое. Но если это будет запрет на уровне власти, то, конечно, ждем эффекта. Что касается законопроекта, то наша организация поддерживает данную инициативу, мы готовы включиться в дальнейшую работу по экологическому просвещению населения. Но пока сомневаюсь, что этот закон будет принят.

 

Охрана природы VS экономика

Сомнения эколога понять можно. С одной стороны, законопроект поддержан единороссами, Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Но здесь в очередной раз сталкиваются интересы науки, природоохраны и экономики. Производителям тех же фосфатов вряд ли понравится терять прибыль. Хотя пока речь идет только об одной российской территории.

Развитые страны давно пошли по этому пути. В США еще в 70–80-х годах прошлого века многие штаты ограничили содержание фосфора в бытовых моющих средствах до 0,5%. Инициатива местных органов власти в итоге привела к соответствующим федеральным законам. В Европейском сообществе с 2017 года введено ограничение на количество фосфора в одной загрузке посудомоечной и стиральной машины в 0,3 и 0,5 г соответственно, что примерно равно 1% фосфора в моющем средстве.

По нормам Евразийского экономического союза, куда входят Армения, Беларусь, Кыргызстан и Россия, содержание фосфатов может достигать 17–30%. И такие моющие средства составляют основную массу данного товара. Попытки снизить эти показатели предпринимаются с 2017 года. Возражают представители бизнеса казахской стороны.

«Роспотребнадзор неоднократно инициировал внесение изменений в Решение Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299, предусматривающих снижение нормативного значения доли фосфорнокислых солей в составе синтетических моющих средств с 17% до 0,5%», – сообщается в письме ведомства.

В то же время инициаторы законопроекта напоминают, что ФЗ «Об охране озера Байкал» является специальным по отношению к другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ и ее субъектов. А сохранение для будущих поколений объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО было и остается прямой задачей государства.

 

Лимнологи установили в Листвянке станцию онлайн-мониторинга

Одна такая станция гидрологического мониторинга уже работает в Больших Котах. Теперь ученые решили делать замеры в Листвянке, где отмечается высокая антропогенная нагрузка. Онлайн-станции в режиме реального времени передают данные на сайт института.

– 19 ноября в районе пирса нашего института в Листвянке водолазы установили под воду платформу с наборами датчиков. Их связали с прибором на берегу, который и передает данные на сервер института. Там изучается целый комплекс параметров воды: температура; электропроводность, которая пересчитывается потом в минерализацию для Байкала; растворенный кислород; pH; окислительно-восстановительный потенциал; хлорофилл; солнечная радиация, – сообщил старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных эколого-экономических исследований и технологий ЛИН СО РАН Михаил Макаров.

Установка онлайн-станции осуществлена в рамках крупного проекта «Фундаментальные основы, методы и технологии цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории». Его курирует Минобрнауки РФ. В проекте цифрового мониторинга Байкала участвуют 14 научных институтов Сибири. Данные онлайн-станций помогут им в проведении различных исследований, а также оценке актуального состояния воды Байкала.