Иркутские гардемарины рассказали о поездке во Владивосток

С таким экипажем я бы в бой пошел!

Жили в кубриках, общались с моряками, готовили макароны по-флотски и изучали корабельное дело. Иркутские гардемарины прошли шестидневную стажировку во Владивостоке на военном корабле – фрегате «Маршал Шапошников». Вернувшись домой, они поделились впечатлениями от морской практики.

 

Мечта о флоте

С корабельной жизнью, бытом, воинским уставом познакомились студенты Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта. Они же – гардемарины Навигатской школы, которая была основана на базе техникума два года назад по инициативе уроженца Приангарья адмирала Иннокентия Налётова. Он предложил возродить в регионе традиции, заложенные еще в XVIII веке, и вести подготовку парней к службе на Военно-морском флоте.

Поездка на действующий военный корабль стала для юных моряков вознаграждением за успехи в учебе и активное участие в жизни техникума. Желающих поехать во Владивосток было много, отобрали лучших. Такая практика, уверен директор Евгений Торунов, пошла учащимся на пользу:

– Ребята после стажировки как будто что-то для себя поняли, в чем-то утвердились, даже повзрослели, стали более серьезными.  

Корабль, где студенты проходили практику, стоял в порту, в плаванье не выходил, но для стажировки этого курсантам хватило сполна. Ребята признаются, что их впечатлили огромные размеры корабля.

– Его длина – 163 метра, а ширина – 19 метров, я там даже заблудиться умудрился, – поделился 16-летний Андрей Бабкин, самый младший практикант.

– Когда мне сказали, что я поеду во Владивосток, сначала не поверил даже. Перед вылетом страшно волновался, боялся, что неправильно поведу себя на судне, хотя столько фильмов смотрел об этом… А когда увидел этот корабль, эмоции зашкаливали. Я ведь с детства мечтал служить во флоте. И после практики это желание только усилилось, – поделился студент-второкурсник Александр Дубровин.

 

На корабле царила строжайшая дисциплина. Первое, что каждый гардемарин должен был сделать, ступив на борт, – сдать смартфон. Нет, на судне не пытались избавить молодое поколение от гаджет-зависимости. Дело в государственной тайне: корабль военный, все секретно, без лишних устройств с камерой и геолокацией. Но связь была – через стационарный деревянный телефон, который моряки назвали «печенькой».

Жили курсанты в кубриках вместе с матросами, несущими военную службу, которых на борту более 200. Иркутян сразу распределили по боевым частям в зависимости от их учебных специальностей в техникуме. Студенты-судоводители пробовали себя в роли штурманов, судомеханики – в роли электриков. Так гардемарины познакомились со штурманской боевой частью судна и морскими средствами навигации корабля, стажировались на должности машиниста-газотурбиниста, узнали, как корректировать карты и пособия для плавания.

Подъем на корабле в шесть утра, потом построение, завтрак и – за дело. Сначала уборка, потом судовые работы, если на языке моряков – борьба за живучесть судна.

– Мы проходили каждые два часа все отсеки, следили, чтобы не было пробоин, вмятин, трещин, чтобы нигде ничего не текло, диагностировали двигатели, котельные, все электрические установки – в общем проверяли боевую готовность корабля. Самое сложное – это лазить по трапам: очень узкое пространство, – рассказывает Александр Дубровин.

 

Морской сленг

Экипаж оказался настолько дружелюбный, что ребята быстро привыкли к военной обстановке и строгим правилам.

– Если не успел поесть в определенное время – останешься без трапезы. Еще на парусном судне мы, можно сказать, учили новый язык – морской сленг. Не знали и некоторых правил, например, что при входе на судно нужно отдавать честь, – рассказали студенты. – Но экипаж был настолько веселый, сплоченный, что дискомфорта мы не почувствовали. Нас даже отпускать не хотели.

 

 

Остался доволен практикой и Юрий Паровой – бывший морской пехотинец, педагог техникума, который сопровождал курсантов.

– Для меня эта поездка была волнительной, потому что я возвращался в город своей молодости, где проходил службу 38 лет назад. А еще переживал за своих студентов, но оказалось – напрасно. Ребята вели себя как настоящие мужчины: смелые, дисциплинированные, порядочные, исполнительные. Горжусь ими. С таким экипажем я бы в бой пошел! – сказал педагог.

На многих ребят произвело впечатление, как поднимали флаги на кораблях под звук колоколов.

– От этого правда дух захватывало. Стоят пять-шесть кораблей. Общий сбор, построение на вертолетной площадке. Звучит команда: «Смирно! Флаг поднять!». И в это время начинается звон колоколов, и у всех кораблей одновременно поднимаются флаги. Это очень зрелищно, – вспоминают моряки.

Кроме практики на судне во Владивостоке ребята посетили музей Тихоокеанского флота и легендарную подводную лодку С-56, увидели остров Русский и побывали в Морском государственном университете имени адмирала Невельского. А еще в подарок от моряка получили форму ВМФ, которая пополнила коллекцию музея техникума.

Поездка во Владивосток стала возможна благодаря договору о сотрудничестве и шефских связях между Иркутским техникумом речного и автомобильного транспорта и фрегатом «Маршал Шапошников». Спонсорскую помощь оказала Иркутская областная организация ветеранов Военно-морского флота, которая с основания Навигацкой школы в 2019 году опекает гардемаринов.

 

 

Министр образования региона Максим Парфенов отметил, что эта поездка – первый опыт Навигацкой школы, в планах – продолжать и развивать шефские связи с фрегатом. И областные власти будут содействовать этому.