Александр Амагзаев: Подъем национальной культуры – лучший показатель нашей работы

1 октября Центру культуры коренных народов Прибайкалья исполнилось 15 лет. За это время коллективом проделана огромная работа по возрождению национальной культуры в регионе. С 2006 года центр возглавляет Александр Амагзаев, с которым мы поговорили об итогах работы и перспективах учреждения.

 

– Александр Андреевич, какими достижениями центра вы особенно гордитесь?

– В 2006 году мы впервые провели форум Бурятского народа Прибайкалья, где определили основные направления работы центра. Среди них: развитие бурятской культуры, сохранение национального языка и традиций. В 2007 году в Иркутской области проходили Дни бурятской культуры. Тогда у нас были проблемы с национальными коллективами, мастерами декоративно-прикладного искусства. В 2022 году мы снова планируем это мероприятие, но в этот раз каждый населенный пункт УОБО и Ольхонского района представит свои творческие коллективы, мастеров и национальную кухню! Мы посетим с гастролями 15 городов и поселков Иркутской области. Считаю, что такой рост культуры в районах – лучший показатель нашей работы!

 

– Как вам удалось добиться такого результата?

– Наши специалисты ездили по области, вели методическую и разъяснительную работу, помогали развитию культуры на местах. Кроме того, в 2008 году у нас впервые прошел международный Бурятский фестиваль «Алтаргана». И наши районные творческие коллективы подтянулись, чтобы в дальнейшем представлять свое искусство на этом престижном празднике. Ну и, конечно, спасибо администрациям районов за то, что они способствовали развитию бурятской культуры.

 

– Ситуация с бурятским языком также улучшилась?

– Проблема развития всех языков малых народностей – в отсутствии языковой среды. В детсадах и школах много делается: выходят буквари, проводятся уроки. Но объездив поселки округа и Ольхонского района, мы выяснили, что ребятам негде закреплять знания, ведь родители практически не знают бурятского языка. Изменить ситуацию мы решили в следующем году, собирая поселковые сходы и разъясняя важность сохранения языка. Необходимо создавать атмосферу бурятской культуры. 10 декабря у нас пройдет IV Форум бурят Прибайкалья, который завершит наши юбилейные мероприятия, и на нем обязательно будет круглый стол, посвященный этой проблеме. Радует, что молодежь, которая занимается бурятской культурой, огромное внимание уделяет языку – поет песни, старается разговаривать на нем в быту.

Если говорить в целом о нашей работе, то сегодня, по моей оценке, мы подняли только 10% бурятской культуры. Впереди огромный массив работы. В первую очередь надо продолжить изучение устного народного творчества. В 2020 году мы издали эхрит-булагатский вариант эпоса «Гэсэр».

 

– Последние 10 лет Центр занимается развитием культуры эвенков и тофов, расскажите об этом.

– Сегодня тофов, проживающих в Тофаларии, не более 450 человек, а эвенков на севере – в Катангском, Качугском, Казачинском и Бодайбинском районах – порядка 1200. Казалось бы, это не такое уж затратное направление. Тем более что есть областная и федеральная программы, где долгое время основной акцент был сделан на социальных проблемах. Но в 2014 году приняли программу по развитию культуры коренных малочисленных народов, куда вошло финансирование по трем направлениям: национальные праздники на местах, развитие традиционных народных промыслов и представление культуры на федеральном уровне. По этой программе на все пять районов по каждому направлению выделяют по 100 тыс. рублей в год. За эти годы мы создали восемь мастерских, которые обеспечиваем материалами. То есть на каждую мастерскую мы можем потратить по 20 тыс. рублей в год! Выезд на федеральные фестивали, такие как международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера», тоже сопряжен с большими расходами. Мы также проводим в Иркутске областной фестиваль «Северный Аргиш», на который выделяют 200 тыс. рублей, но этих денег тоже не хватает, ведь участники добираются к нам из труднодоступных районов области. Думаю, эта сфера нуждается в серьезном пересмотре объемов финансирования. В ближайшее время мы проведем в селе Анга Качугского района большой фестиваль коренных малочисленных народов Севера Иркутской области, где озвучим проблемы.

 

– «Ердынские игры» – ваш главный фестиваль, как он развивался в эти годы?

– На мой взгляд, он изменился в худшую сторону, хотя и получил статус Игр народов Евразии. То есть стал не локальным бурятским, а межнациональным фестивалем. В 2013 году мы вошли в график мероприятий ЮНЕСКО, к нам приехали представители разных стран: Туркменистана, Украины, Белоруссии и других. Но в 2015 году Положение о фестивале, который проводится в июне, было подписано лишь в апреле, и поэтому мы не смогли провести фестиваль на должном уровне. В связи с тем, что мы опаздываем с Положением, даже Якутия отказалась к нам приезжать, ведь регионы не могут заложить средства на поездку. Следующий фестиваль пройдет в 2023 году, но начинать готовиться к нему нужно уже сейчас. Необходимо обновить объекты возле горы Ерд: починить заборы, поставить современные туалеты, ведь деревянные не допустимы в XXI веке. Нам надо развивать «Ердынские игры», ведь подобной этнокультурной площадки больше нет на территории России.

 

– В последние годы много говорят о развитии этнотуризма в регионе.

– Мы в прошлом году объехали населенные пункты Усть-Ордынского округа и Ольхонского района с целью оценить перспективы развития сельского и этнотуризма. Нашли поддержку фермеров, местных органов культуры и спорта. Они готовы развивать это направление, но состояние самих поселков и, главное, дорог не позволяет нам развернуться в полной мере.

Недавно мы разработали проект этнокультурного познавательного центра. В нем будут представлены три коренных народности Иркутской областии все национальные центры региона. Для его создания нам нужна площадка порядка 10 га в Иркутске, где запланирован визит-центр. Идея в том, чтобы турист мог всю информацию о национальных культурах, центрах, творческих коллективах найти в одном месте. Нам предложили землю в Боково, а это довольно отдаленный район. Сейчас проектом уже заинтересовался Байкальск. Мы также мечтаем о национальном театре танца и песни в Иркутске, где будут представлены все народы, проживающие в регионе.

 

– Расскажите о коллективе центра.

– В центре работают 20 человек, в течение этих 15 лет коллектив трудится на очень высоком уровне. Нужно отметить, что через наше учреждение прошло порядка 60 молодых специалистов. Мы гордимся тем, что даем дорогу молодым. При этом у нас есть ветераны, которые помогают воспитывать молодежь в атмосфере сохранения сакральной национальной культуры. Среди них наши уважаемые Людмила Андрияновна Оширова и Наталья Николаевна Ильина. Есть коллективы, которыми мы гордимся: ансамбль национального танца «Ангара», молодежный ансамбль песни и танца «Улаалзай» и народный фольклорный ансамбль «Аянга». Словом, у нас работают творческие и увлеченные люди. Я желаю им здоровья, дружбы, взаимопонимания и процветания!

 

Справка:

Центр сохранения и развития бурятского этноса появился благодаря работе общественников и активистов. В 2006 году он стал первым в России государственным органом, координирующим деятельность бурятских национально-культурных общественных объединений. В 2011 году сфера деятельности расширилась, и сотрудники начали работу по сохранению и развитию культуры эвенков и тофаларов. Именно тогда организация была названа Центром культуры коренных народов Прибайкалья и стала сотрудничать со многими национальными общественными объединениями региона.