В Ивано-Матренинской больнице собрана коллекция предметов, проглоченных детьми

Монетка, ключ от машины и сережка с бриллиантом

Ох уж эта детская страсть к изучению окружающего мира! Все надо попробовать на зуб, на вкус, положить на язык, пожевать или съесть. Таких исследователей в Ивано-Матренинскую детскую клиническую больницу поступает примерно 100 человек в год. Список инородных тел, проглоченных детьми разных возрастов, весьма разнообразен – от самых «популярных» монет и батареек до пивных крышек, канцелярских кнопок, брелоков и даже ключей от машин.

 

Батарейка в пищеводе, магнит – в кишке

Главное правило для родителей – если они увидели, что ребенок проглотил то, что не следует, нужно сразу ехать в больницу. Даже если они не уверены, что это произошло, а лишь предполагают. Инородный предмет – тот случай, когда лучше перестраховаться. В больнице малыша осмотрят специалисты, сделают рентген, проведут эндоскопическое исследование, которое в 100% случаев позволяет увидеть инородное тело в пищеводе или желудке и извлечь его.

– За последние 10 лет в нашей больнице все инородные тела верхних отделов желудочно-кишечного тракта извлекаются эндоскопическим путем, – рассказывает заведующий эндоскопическим отделением ОГАУЗ ГИМДКБ Николай Михайлов. – Необходимое для этого оборудование, инструментарий и опыт у нас есть. В основном глотают то, что нельзя, дети младшей возрастной группы – от десяти месяцев до шести-семи лет. Хотя, конечно, поступают и более старшие, и даже подростки.

 


Удаление инородных тел – работа командная. Даже самый опытный врач-эндоскопист не справится без медицинских сестер, анестезиологов-реаниматологов

 

Для детского организма опасны все проглоченные предметы, но наиболее угрожающие здоровью – это батарейки и магниты.

– Несмотря на то что батарейка запаяна, при попадании в пищевод или желудок под действием желудочного сока она начинает разрушаться, – объясняет Николай Иванович. – В пищеводе возникает спазм, который как бы зажимает инородное тело. Наступает воспаление, отек, батарейка стоит на месте и продолжает разрушать ткани. Чем позже обращаются родители, тем глубже ожоги (вплоть до мышечного слоя), тем труднее извлечь инородное тело, и тем больше осложнений возникает у ребенка впоследствии. Во-первых, это образования эрозий или язв, во-вторых, при заживлении формируются рубцы. Рубцы в пищеводе приводят к его сужению, стенозам, и в дальнейшем этому ребенку будет необходимо проводить бужирование – расширение пищевода. Иногда бужирование не помогает, и тогда приходится оперировать.

 


Дмитрий Григорьев, врач-эндоскопист, показывает извлеченные из желудка годовалого ребенка детали магнитного конструктора длиной около метра

 

– Был у нас такой пациент – у двухлетнего ребенка батарейка стояла в пищеводе пять дней, – делится Дмитрий Григорьев, врач-эндоскопист эндоскопического отделения ОГАУЗ ГИМДКБ. – Удалить ее эндоскопически мы не смогли – слишком плотно она въелась в пищевод, поражены были все слои органа. Пришлось проводить полостную операцию – частичную резекцию пищевода. Говоря простыми словами, мы вырезали часть пищевода, в которой застряла батарейка и дала сильный ожог.

Один из недавних случаев – ребенок проглотил дисковую батарейку, родители обратились через сутки. Гастроскопия показала, что в желудке самой батарейки уже нет – только ожоги после себя оставила. Рентгеновский снимок помог найти инородное тело в тонкой кишке. Ребенка госпитализировали.

Чтобы избежать таких последствий, проглотившего батарейку ребенка необходимо доставить в больницу в первые два, максимум три часа. Также следует поторопиться, если сын или дочь проглотили монету.

 

 

– У нас бывали случаи, когда мы доставали монету через неделю после ее попадания в пищевод уже полностью черную, – говорит Николай Михайлов. – Металл окисляется, в месте нахождения монеты образуются пролежни, эрозии. Поэтому у нас в больнице любое инородное тело извлекается сразу, в момент обращения. Особенно если оно попало в пищевод. Помимо того, что развиваются патологические процессы, ребенок не может ни есть, ни пить.

 

Конструктор из желудка

Большие проблемы детям могут доставить и маленькие яркие магниты из популярных конструкторов. Магнитные шарики опасны тем, что они притягиваются друг к другу внутри организма. Одно дело, если родители быстро привезли ребенка, и шарики еще находятся в желудке, и другое – если они не сразу обратились в больницу. Магниты уходят из желудка в кишечник, который состоит из петель, и один шарик убегает вперед, второй движется медленнее, и в какой-то момент они сближаются и притягиваются друг к другу. В этом месте образуются пролежни, затем – перфорация. А это чревато развитием кишечного перитонита. Чем больше ребенок проглотил шариков, тем быстрее нужно везти его в больницу.

 


Николай Михайлов, заведующий эндоскопическим отделением ОГАУЗ ГИМДКБ: Инородный предмет – тот случай, когда лучше перестраховаться и сразу ехать в больницу

 

– Однажды ребенок в возрасте одного года и десяти месяцев проглотил 28 деталек магнитного конструктора, – вспоминает Николай Иванович. – Это были пластмассовые разноцветные палочки длиной около 3 см, с впаянными на концах магнитами. Рентгеновский снимок показал 56 шариков в желудке – аппарат не видит пластмассу, только металл. Доставали мы их около двух часов – красные, синие, желтые палочки… Справились эндоскопически, обошлись без полостной операции. Когда извлекли из желудка все детальки, составили их в одну длину – получилось около метра!

 

 

Николай Иванович все время говорит «мы», потому что удаление инородных тел – работа командная. Даже самый опытный врач-эндоскопист не справится без медицинских сестер, анестезиологов-реаниматологов. Удаленное инородное тело не всегда обозначает полное выздоровление пациента – ему бывают нужны хирурги, токсикологи, пульмонологи и другие специалисты.

 

Не кормите ребенка перед больницей

Врачи отделения вспоминают самые разные случаи. Например, 14-летний парень во время езды на велосипеде мусолил во рту канцелярскую кнопку. Вдохнул, кнопка воткнулась в связку с обратной стороны, врачи достали ее с трудом.

– Ребенок поступил с подозрением на инородное тело. Сделали рентген – на снимке видно болт или шуруп, – рассказывает Илья Андреевич Пикало, врач-эндоскопист. – Начинаем делать пациенту гастроскопию, я смотрю – в желудке есть еда, значит, нужно прекратить исследование. И вдруг замечаю, что из еды торчит рука! Я на эту руку закинул наш сачок и аккуратно вытащил. Оказалось, это брелок в виде человека-супермена. Рентген не показывает пластмассу, поэтому на снимке был только болтик, на который крепилось кольцо.

 

 

– Большая просьба к родителям – если вы едете экстренно в больницу с инородным телом, не кормите ребенка перед дорогой! – говорит Николай Михайлов. – На полный желудок проводить эндоскопическое исследование опасно – может произойти аспирация, содержимое желудка может попасть в дыхательные пути. Ждать, пока пища усвоится, слишком долго, если показана экстренная помощь, проводим промывание желудка – это тоже время. А лучше всего – ничего не глотать. 

 

Что глотают чаще всего?

Ассортимент инородных тел, проглоченных детьми, весьма широк. Именно поэтому в отделении эндоскопии Ивано-Матренинской больницы около 20 лет назад начали собирать их коллекцию. Пальму первенства держат монеты – их дети глотают чаще всего. В основном это современные деньги достоинством один, два и пять рублей, но есть и редкие экземпляры – 3 копейки советского времени, 100 рублей времен перестройки, монеты из Украины и Таиланда. На втором месте – плоские круглые батарейки, есть несколько мизинчиковых. Также в коллекции – шурупы и саморезы, колечки, наконечники от отвертки, брелок Дед Мороз, картонный самолетик, глаза от игрушек, длинные пульки, пластмассовые детали от конструктора, палочки от чупа-чупсов, колеса от машинок, разнокалиберные девчачьи заколки, заглушки для мебели, джинсовые пуговицы, косточки – фруктовые и куриные, сережки, стеклянные и металлические шарики, крестики, цепочки, камни, колпачки от ручек и пружинки, мембраны от наушников, насадки от швейного пресса, новогодние звездочки из фольги, отрезанные «носики» от молочных пакетов, скрепки, иголки, бритвы, пробки от пивной бутылки, ластики, ключи от заводных игрушек, стекла, зажимы от подтяжек, сим-карты и многое другое.

 

 

– Инородные тела мы не отдаем родителям, за исключением тех случаев, когда дети глотают драгоценности – золотые серьги, кольца, даже с бриллиантами. А еще однажды ребенок проглотил ключи от «Тойоты». Их тоже пришлось отдать, – улыбается Николай Михайлов.