Павел Вильчинский: Моя молитва – молитва кистью

Вот уже два года, не оставляя работу практически ни на день, он трудится над живописным убранством: библейские сюжеты, лики святых, церковные орнаменты и надписи… Художник Павел Вильчинский расписывает храм Святой Троицы в селе Хомутово Иркутского района. Это дело он называет главным чудом в своей жизни.

К церковному искусству, как и к принятию православия, Павел пришел уже в зрелом возрасте. Но интерес к этому был всегда. Во многом благодаря его бабушке.

Она была глубоко верующим человеком: бережно хранила иконы, рассказывала о жизни святых, читала «Евангелие», приобщая внука к духовной жизни с ранних лет.

– У моей бабушки была искренняя, не показная церковность. Она молилась даже за незнакомых ей людей, если узнавала, что с кем-то произошла беда.

Она была примером подлинной духовной красоты, сформировала меня нравственно, – рассказал Павел. – И когда я уже поступил в училище искусств в 1980-е годы, стал ходить в храм. Тогда я еще не пришел к вере и не был крещен, но церковное искусство меня притягивало.

Однажды Павел увидел икону, которая изменила его, – «Троица» Андрея Рублева. Он познакомился с произведением в Третьяковской галерее в Москве, куда поехал на производственную практику.

– Не знаю, сколько я простоял рядом с ней, икона заворожила меня. Я пережил настоящий катарсис. Это был знаковый день, который можно считать точкой отсчета. Именно тогда открыл бога в душе, принял осознанное решение покреститься, – поделился художник.

Вернувшись в родной Братск, Павел три дня провел в храме преподобного Андрея Рублева. Стал глубоко изучать библию, русские иконы, жития святых.

Через какое-то время поехал вместе со знакомым священником в крупнейший мужской монастырь – Троице-Сергиеву лавру, где освоил азы иконописи. Постигая церковное искусство, параллельно занимался живописью, графикой, фотографией, участвовал в выставках… Потом несколько лет жил на Ольхоне, писал Байкал.

Иконописью Павел занялся 20 лет назад, кода переехал в деревню Куда, где живет по сей день. В храме Святой Троицы познакомился с отцом Вячеславом, от которого получил первый заказ на иконы. А два года назад он благословил художника на роспись храма.

 

 

Церковь Святой Троицы – старинная, с богатой двухсотлетней историей. Всего в храме три придела. Павел расписывает один из них. Два оформил примерно десять лет назад отец Александр. Интересно, что в храм он пришел сначала в качестве художника, вот как сейчас Павел, и только потом стал батюшкой.

Павлу сан тоже предлагали, но он свою миссию видит в другом:

– Если я бы решился посвятить жизнь служению богу, то пошел бы в монастырь, где можно полностью сосредоточиться на молитве. Но и это вряд ли: моя молитва – молитва кистью. Раз Господь наделил меня художественным даром, грех им не воспользоваться, – считает иконописец.

 

 

Скоро он закончит расписывать алтарь. На стенах и потолке – город Иерусалим, таинство причащения, апостолы, сибирские святые. В подборе цветов, формы, композиции чувствуется авторский стиль – второго такого оформления не встретишь. Павел объяснил, что каноны в церковном искусстве должны соблюдаться строго, но и для творчества место есть. Все идеи согласовывает с настоятелем храма: священник в этом деле и режиссер, и заказчик, и вдохновитель. Например, изображение Иерусалима он придумывал вместе с отцом Вячеславом.

Чтобы расписывать храм, мало владеть навыками изобразительного искусства, говорит художник, нужно пропитаться церковной историей. Но даже когда осилишь груду литературы, остается много вопросов.

Например, как писать лики святых? В разных источниках разные описания мучеников, иногда очень противоречивые. Конечно, церковные изображения не требуют документальности, используется стиль парсуна, но духовная характеристика святого должна быть точной.

 

 

– В этом и есть мое творчество – через лицо выразить учение христианское. Оно – во взгляде. Но не могут же все святые быть на одно лицо. Я пытался прочувствовать каждого, максимально одухотворить, оживить. Ты постоянно думаешь, анализируешь. А потом приходит озарение, ты видишь образ. И все получается, – рассуждает иконописец.

Очень важен внутренний настрой. Во время работы художник в храме должен быть наполнен гармонией, спокойствием, светом – всем тем, что чувствует человек во время молитвы…

– Стараешься приблизиться к состоянию, в каком были апостолы, – люди, на которых снизошел святой дух. Расписывать храм – великое счастье и радость. Поэтому настроиться на работу для меня не проблема. Я могу трудиться в храме с утра до вечера, и мне не хочется уходить, – говорит автор.

Над созданием некоторых изображений Павел трудился без страховки на высоте 15 метров:

– Помолились, вот и вся страховка. Чего бояться – мы все во власти бога.

Роспись храма Святой Троицы идет к завершению, но для Павла это только начало. Отец Вячеслав благословляет его на работу в других храмах Иркутской области.