27.07.2021 23:18
Рубрики
Культура
Фото
архив Ларисы Вертуховой
Фото:
архив Ларисы Вертуховой
27.07.2021 23:18

Вышивать виноград – к изобилию, а розу – к любви

Читать по традиционной вышивке умеет мастерица из Центра славянской культуры поселка Атагай Нижнеудинского района Лариса Верхотурова. По ее словам, раньше в узорах рушника или рубахи люди как бы программировали свою судьбу. Сегодня она занимается реконструкцией старинной одежды, создает авторских кукол и учит детей рукоделию.

 

– Лариса, расскажите, зачем реконструировать вышивку?

– В наш Центр славянской культуры иногда приносят старинную одежду или мы сами находим ее во время экспедиций. Сотрудники центра целенаправленно фиксируют и собирают культурное наследие. Таким образом, у нас скопилось немало экспонатов, многие – в очень ветхом состоянии, поэтому требуют реконструкции. Это долгая и кропотливая работа. Я, например, уже реконструировала четыре рушника и одну рубаху.

 

– В чем особенности такой работы?

– Их много. Начиная от подбора материала – надо найти подобные нитки и подходящую ткань, ведь раньше чаще всего применяли домотканые материалы. Интересно, что для рушников мы используем лен, который сами выращиваем, обрабатываем, прядем и ткем. А для таких крупных изделий, как рубаха, материал приходится покупать – нам пока не удается производить собственное льняное полотно в больших объемах. Кроме того, важно тщательно изучить саму вышивку, потому что иногда узор в рушниках приходится восстанавливать по небольшим фрагментам.

 

– Кому принадлежала рубаха, которую вы реконструировали?

– Это украинская рубашка. Ее хозяйка – Александра Тимофеевна Стельмах 1915 года рождения. Она жила в поселке Балакшин Бор, которого уже нет, жители покинули его после наводнения. Рубаха хранилась у ее правнучки, которая живет в Атагае. Вещь была в очень ветхом состоянии: латаная-перелатаная, и поэтому она долго стеснялась нам ее принести, но однажды все-таки решилась. И правильно сделала, поскольку на рубахе качественная вышивка, и сама он шита полностью вручную – ни одной машинной строчки! Поэтому я захотела дать ей вторую жизнь и тщательно реконструировала ее три месяца.

 

– Вы полностью воссоздали рубаху в новом материале?

– Да, нужно было изучить крой, обмерить все швы и заново построить выкройку. Особенность еще была в том, что ее владелица – очень маленького роста, примерно метр 55 см, и, соответственно, изделие имеет почти детский размер. После того, как я сшила все части – также вручную, перенесла на нее рисунок. Вышивка была сделана крестом. На рубашке изображены бордовые розы – древний символ красоты, любви, милосердия, постоянного движения вперед – и фиолетовый виноград – знак богатства и благополучия. Именно через орнамент можно было узнать, о чем мечтает девушка. Вышивая себе приданое, она как бы закладывала судьбу.

 

– Каждый элемент на вышивке обязательно что-то символизирует?

– Конечно, девушка, прежде чем выйти замуж, должна была вышить не менее 20 рушников: себе и всей мужниной родне в подарок. Один из рушников, который я реконструировала, – свадебный. Он буквально наполнен различными элементами. Там есть петухи, которые смотрят клювиками друг на друга, это символ жениха и невесты, их любви и согласия. Опущенные крылья означают, что молодые готовы создать семью. Если петух один, то он олицетворяет мужское здоровье, счастье и богатство. Древо жизни – известный семейный оберег и символ рода. Вазоны с цветами являлись своеобразной защитой семьи. Еще один распространенный символ – лилии. Он означал невинность, чистоту и девичье очарование. Словом, народную вышивку можно читать как книгу.

 

– Слышала, что в вашем центре учат какой-то уникальной технике вышивки?

– Мы ее называем между собой объемной вышивкой, и аналогов такой техники пока не нашли. Знаем только, что корни ее нужно искать в Украине. Нас этой технике научили сестры Анна Булейко и Александра Иванова, родители которых были сосланы оттуда в наши края. Однажды они принесли нам картину, на которой был вышит букет сирени в вазе в очень интересной технике. Если в нескольких словах: берется нитка мулине и наматывается на палец, потом снимается и затягивается. Таким образом получаются объемные грозди. Эффектно в этой технике получается черемуха и другие подобные цветы. Это очень интересный способ, по которому я провожу мастер-классы.

 

– Вы еще делаете авторскую куклу?

– Увлечение куклой у меня началось после изучения народного костюма, ведь я наряжаю их в традиционные одежды разных губерний. Начала с Рязанской, откуда вся моя родова. А потом по алфавиту: Архангельская губерния и так далее. На самом деле мне бы хотелось реконструировать народные костюмы в натуральную величину, но это очень затратно, поэтому я делаю их в миниатюре.

 

– Над чем вы сейчас работаете?

– Недавно я принимала участие в вышивке «Победный май», и мне в награду за мои работы подарили книгу по золотному шитью. Я давно хотела освоить эту технику, чтобы создавать костюмы для кукол, потому что она часто встречается в традиционной одежде. Надеюсь когда-нибудь применить свои навыки в создании костюмов.

 

– Как вы увлеклись рукоделием?

– Это пришло из семьи. Моя мама Татьяна Верхотурова – народный мастер Иркутской области. Она научила меня вязать и шить, а бабушка – вышивать крестом. Меня это настолько затянуло, что я сама освоила гладь и другие техники. Сначала это было моим хобби, которому я посвящала все свободное время. По профессии я швея, но уже 16 лет работаю в Центре славянской культуры. Так что хобби превратилось в любимую работу, без которой я не представляю своей жизни. Помимо реконструкции вышивки занимаюсь рукоделием с детьми как руководитель кружка. Еще у нас есть коллектив «Славяне», куда ходят люди постарше. Замечательно, что народная культура сегодня интересна людям разных поколений.

 

Фото: архив Ларисы Вертуховой