Наталья Сысоева: Музей не должен быть только развлекательным центром

Прошлый год был для Иркутского художественного музея юбилейным – ему исполнилось 150 лет. Нынче череду памятных событий продолжают круглые даты основания его отделов. 70 лет назад музею было передано здание на Карла Маркса, 23, где сейчас находится Галерея сибирского искусства. Полвека прошло с тех пор, как основная экспозиция заняла свое место на Ленина, 5. И 20-летие в этом году отмечает усадьба Владимира Сукачева – основателя первой картинной галереи в Иркутске. О том, как сегодня живет и развивается музей, газете «Областная» рассказала его директор Наталья Сысоева.

 

– Последний год был непростым для всех музеев. Как вам удалось адаптироваться?

– Ковидная ситуация научила нас пониманию, что музей даже при закрытых дверях обязан жить и работать для своих посетителей. Мы разработали большую программу, серьезная нагрузка легла на плечи пиар-отдела. Начали системно рассказывать о своей коллекции. Не только об открытиях выставок, но и о произведениях, художниках и других событиях музейной жизни. В итоге количество наших подписчиков в соцсетях увеличилось в разы, мы открыли новые направления, в частности, YouTube-канал. Сейчас там выкладываются не только событийные ролики о выставках, но и снимаются документальные фильмы о музее и художниках, мастер-классы нашей изостудии и другой интересный контент. С мая прошлого года мы сняли и выложили туда более 160 видео. Количество их просмотров сегодня превышает 26 тысяч. Кроме того, мы продолжаем выпускать две радиопередачи: «О чем молчат картины» и «Прогулки по музею». Они выходят на Иркутском городском радиоканале, радио «Маяк» и «Радио России» и вызывают неизменный интерес у слушателей.

 

– Работа музея ведь не ограничивается выставочной деятельностью?

– Конечно, наш коллектив серьезно сосредоточился на научной работе. За последние годы к нам пришло много молодых сотрудников, которые активно занялись изучением коллекции. Они пишут статьи в журналы, готовят доклады на конференции, проводят исследования и совершают настоящие открытия. Для сравнения, если в 2016 году мы начинали с 14 опубликованных статей, то в 2020 году их было уже 48, а в этом году только за полгода написано 40. Один из значимых журналов, где публикуются наши сотрудники, – издание регионального отделения Академии художеств по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку «Изобразительное искусство». В каждом номере есть несколько статей наших искусствоведов, а в прошлом году один из номеров был целиком посвящен 150-летию нашего музея.

 

 

– Вы ведь и сами ведете активную издательскую деятельность?

– Это направление неразрывно связано с нашей научной деятельностью, ведь это своего рода осмысление той или иной темы, которую мы поднимаем на выставках. Таким, например, был каталог выставки «Иркутск. Город во времени», на которой мы представили практически все произведения из своего собрания, касающиеся темы городского пейзажа. Всего за 2020 год музей выпустил восемь изданий, что является абсолютным рекордом среди всех учреждений культуры Иркутской области.

Помимо каталогов крупных выставок, мы работаем над двумя издательскими проектами: «Владельческие коллекции в собрании музея» и «Иркутские художники», в которых рассказываем о крупных коллекционерах и самых ярких мастерах изобразительного искусства региона. Благодаря совместной работе музея и Иркутского отделения Союза художников России появилась еще одна выставочно-издательская программа. В ее рамках уже вышли каталоги «Художники Иркутской области», «Мастер и мастерская», «Священное море Сибири» и «Иркутск. Город во времени».

В этом году за свои издания мы вновь получили высшие награды конкурса «Лучшая книга года» в номинации «Лучшее издание об искусстве». Жюри не смогло выделить из пяти книг единственно достойную, поэтому дипломы победителей были вручены сразу за два издания: «Иркутск. Город во времени» и «Художники – участники Великой Отечественной войны».

 

– Коллекция музея во многом сформировалась благодаря дарителям. А в наши дни есть коллекционеры-меценаты?

– Да, и мы очень им благодарны. Коллекционеры знают, что в музее о произведениях искусства заботятся, правильно хранят, при необходимости реставрируют, начинают изучать, атрибутировать и так далее. Одна из последних крупных владельческих коллекций, которая поступила в музей, – собрание произведений искусства Байкальского государственного университета экономики и права. В 2019 году нам передали 70 произведений талантливых иркутских художников второй половины XX – начала XXI века. Произведений некоторых из этих авторов, как, например, Валерия Мошкина, практически не было в музейном собрании. Мы показали их на выставке «Бесценный дар».

Кроме того, нам продолжают дарить работы художники и их родственники. Этой весной за одну только неделю нам подарили более ста произведений искусства. В том числе порядка 50 прекрасных акварелей народного художника РФ Виталия Смагина. На мой взгляд, очень важно, что картины знаковых иркутских художников не расходятся по галереям и частным коллекциям, а тем более не покидают регион.

 

– Неужели коллекция музея пополняется только за счет даров?

– Нет, ведь в последние годы нам удалось добиться того, чтобы в бюджет региона закладывались деньги на пополнение музейных коллекций.

 

– Каковы, на ваш взгляд, задачи современного музея?

– Сегодня многие искусствоведы и музейщики спорят, в каком направлении должен развиваться музей. И большинство приходят к мнению, что он не должен становиться исключительно развлекательным центром и досуговым учреждением. У него более фундаментальные задачи. Поэтому количество посетителей не приоритетно в оценке его работы.

Например, одной из важнейших задач является системное комплектование фондов. Когда мы начали делать большие выставки, касающиеся глобальных тем или жанров, то сразу увидели, чего в музее не хватает и на что нужно обратить внимание при выстраивании линии работы нашей фондово-закупочной комиссии.

 

 

– В каких произведениях искусства нуждается музей?

– Мы сейчас готовим выставку, посвященную 100-летию российско-монгольских отношений. В музее есть мощная коллекция работ иркутских художников, которые ездили на пленэры в эту страну еще в советские годы. Отношения эти продолжаются, но новых работ на эту тему с советского времени практически не появлялось.

Когда мы провели выставку, посвященную городскому пейзажу, то поняли, что у нас практически нет декоративно-прикладного искусства на эту тему. Его нужно комплектовать. Собственно, как и направление современного городского пейзажа.

Коротко говоря, если какая-то тематическая коллекция в музее существует, значит, она должна продолжаться, развиваться во времени. Главное, чтобы произведения были высокого качества и обладали художественной ценностью.

 

– В этом году исполняется уже пять лет, как вы возглавляете музей, что удалось сделать за это время?

– В первую очередь нам удалось в довольно сжатые сроки переоборудовать и оснастить современными средствами хранения наши фондохранилища, которые теперь соответствуют всем мировым стандартам. Второй болевой точкой было отсутствие у молодых реставраторов документов, подтверждающих их профессиональные навыки. Мы стали отправлять их на стажировки, курсы повышения квалификации, и теперь у нас штат реставраторов укомплектован аттестованными молодыми специалистами. Еще одним новшеством стало создание атрибуционного совета, на котором уточняются данные по произведениям, художникам, а иногда и случаются настоящие открытия: подтверждается или, наоборот, опровергается авторство.

Важным изменением в работе музея стало создание в конце 2016 года отдела учета музейных предметов и оцифровка нашей коллекции. Сегодня наши произведения искусства достаточно быстрыми темпами выгружаются на единый портал «Госкаталог музейного фонда» Министерства культуры РФ. Сегодня там уже более 16,5 тысячи предметов искусства из нашего собрания. Каждый из них имеет фото, описание и инвентарный номер. Эта работа не видна посетителям, но она крайне важна для грамотного функционирования музея.