Что тормозит переселение из аварийных домов?

Тему переселения граждан из непригодного для проживания фонда обсудила на своем заседании комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Тимура Сагдеева.

Как сообщила зампредседателя областной Контрольно-счетной палаты Юлия Махтина, в Иркутской области общее количество аварийных домов – более 6 тыс., в них проживает почти 46 тыс. человек.

Из общего количества аварийного жилищного фонда только 47% обеспечено источниками финансирования. Дополнительная потребность в финансовых ресурсах без учета инфляции составляет около 19 млрд рублей. К моменту расселения, по оценкам аудиторов, она может возрасти до 26 млрд рублей, а при нынешних темпах переселения дома, уже вошедшие в реестр, будут расселены не ранее 2031 года.

Существенно тормозит темпы переселения, по словам аудитора, низкая нормативная стоимость одного квадратного метра жилой площади, которую устанавливает Минстрой РФ для каждого региона. Для Иркутской области на первый квартал 2021 года она определена в размере 48,6 тыс. рублей, хотя, согласно данным Росстата, цены на вторичном рынке Приангарья достигли уже 63 тыс. рублей, а на первичном – более 75 тыс. рублей. В то же время для субъектов Дальневосточного федерального округа установлен особый порядок расчета – там нормативная стоимость принимается равной средней цене на первичном рынке. В 2020 году перед Минстроем РФ была поставлена задача по увеличению нормативной стоимости, но до настоящего времени изменений в методику не внесено.

Еще одна проблема – снос аварийного жилья. Освободившиеся земельные участки должны быть использованы под строительство новых домов и социальных объектов. Но этого не происходит, поскольку финансовое обеспечение сноса возложено на местные бюджеты, у которых, как правило, не хватает на это средств.

Мероприятия по переселению в Иркутской области реализуются с 2004 года. В перечень аварийного жилого фонда включаются дома, отвечающие трем признакам: они должны быть многоквартирными, признанными аварийным до 1 января 2017 года и иметь большой физический износ. А вот что делать с двухквартирными домами, особенно распространенными в сельской местности, пока не очень ясно. Их, несмотря на ветхость, невозможно отнести к многоквартирным, а значит, и получить субсидию на переселение из Фонда реформирования ЖКХ – основного поставщика средств на замещение аварийного фонда. Областная КСП обратилась в Минстрой РФ, прося разъяснений по этому вопросу.

Оставляет много вопросов и нынешняя система признания многоквартирных домов аварийными. Процедура оценки возложена на межведомственную комиссию и носит заявительный характер. Между тем в Шелехове, как выяснилось в ходе проверки, жители одного из домов никаких заявлений не подавали и узнали, что дом аварийный и подлежит расселению, когда им принесли уведомления. И начались судебные разбирательства. Жители не согласны с признанием их домов аварийными.

– Действительно, – подтвердил депутат Анатолий Обухов, – ко мне обращаются люди, ставшие заложниками такой ситуации. Почему-то вносятся в списки аварийного жилья совершенно крепкие двухэтажные дома еще сталинской постройки. И на их место застройщики пытаются поставить многоэтажки. Люди вынуждены идти в суд, чтобы защитить свой дом. Такая ситуация была в Иркутске по улице Крупской, рядом с заливом Якоби, весьма лакомым местом для застройщиков.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений условий строительных контрактов. В конце 2019 года в Иркутске было заключено восемь контрактов с одной из строительных компаний на участие в долевом строительстве 136 квартир на общую сумму 317,6 млн рублей, из которых 259 млн рублей были перечислены в качестве предоплаты. Подрядчик не выполнил обязательства, и муниципальные контракты были расторгнуты в одностороннем порядке. Вместе с тем, отметила аудитор, при их заключении не был учтен тот факт, что данный подрядчик до сих пор с нарушением сроков на 2,5 года не передал 240 квартир в том же жилом комплексе, приобретенных минимуществом для детей-сирот. С этим же подрядчиком был заключен контракт на строительство двух многоквартирных домов в Нижнеудинске, где работы также ведутся с нарушением сроков, при этом претензионная работа заказчиком не проводилась.

Депутат Евгений Сарсенбаев поинтересовался у министра строительства: есть ли право у министерства обратиться в антимонопольную службу о включении таких горе-подрядчиков в перечень недобросовестных, чтобы исключить их участие в конкурсах.

Как заверил заместитель областного министра строительства Максим Лобанов, они пытаются это делать, но антимонопольная служба ограничена законом, который позволяет включать в список недоброкачественных подрядчиков лишь те организации, которые нарушили существенные условия контракта, например, отказались от исполнения своих обязательств. Если этого нет, то подрядчики, включенные в черный список, идут в суд и оспаривают решения, ссылаясь на множество объективных причин. И, как правило, выигрывают дело.

Комиссия приняла ряд рекомендаций, направленных на своевременное исполнение госпрограммы «Доступное жилье», которая предусматривает расселение до 2024 года 1134 аварийных дома, в которых проживает почти 23 тыс. человек.