Виктор Игнатенко: У нас университет сильный

Год назад – в июне 2020-го – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Виктор Игнатенко был назначен временно исполняющим обязанности ректора Байкальского госуниверситета. В этот момент БГУ находился в эпицентре скандала, Министерство науки и высшего образования РФ из-за многочисленных жалоб приостановило процедуру подготовки выборов ректора. В январе этого года за избрание Виктора Игнатенко на пост ректора Байкальского государственного университета проголосовали 88 человек из 95.

 

– Виктор Васильевич, год, судя по всему, и у вас, и у БГУ выдался непростой?

– Не скрою, начинать приходилось в непростых условиях. Год назад вуз лихорадило, шли внутренние конфликты, были непонятные для меня сокращения среди преподавателей.

По указу президента России зарплата профессорско-преподавательского состава должна быть не менее двух средних зарплат по региону. По 2019 году средняя составила 195%, то есть 5% недотянули. Стали смотреть, почему не хватало средств на оплату труда преподавателей, разбираться с экономикой университета.

Главная причина конфликтов и нездорового социально-психологического климата – изгнание неугодных, необоснованное премирование отдельных работников аппарата и административно-управленческого персонала. Приведу только одну цифру: в 2019 году врио ректора, проректор и советник при ректоре получили на троих 21 млн рублей зарплаты.

Поэтому в 2020 году из фонда оплаты ректората мы забрали 20 млн и передали в фонд оплаты труда профессорского и преподавательского состава. Зарплаты ректората, на мой взгляд, необоснованно и неразумно высокие, были сокращены. Этот шаг нашел понимание в коллективе, были случаи, когда большие начальники приходили и сами предлагали сократить им заработную плату.

Увеличили фонд оплаты труда, люди впервые получили премию по итогам работы года. Тринадцатую зарплату тут не платили вообще никогда. Итог: за полгода работы показатель по соотношению заработной платы профессорско-преподавательского состава вывели на 211% по отношению к средней по региону.

 

– Это позволило изменить ситуацию?

– Почему это важно? Считаю, что после студента в университете главная фигура – преподаватель. Это качество образования, это репутация вуза. Если у преподавателя зарплата достойная, он и к работе будет по-другому относиться. При этом мы не занимаемся манипуляциями, не ставим преподавателям 0,8 ставки, как в некоторых вузах делают. Мы разрешаем и даже приветствуем внутреннее совместительство, у нас есть система стимулирования через эффективный контракт.

Есть целая система мер поощрения работы активных преподавателей. Защитил кандидатскую диссертацию штатный работник – разовая премия 200 тыс. докторскую – 400 тыс. Научные руководители – консультанты диссертантов – получают разовую премию в 100 тыс. рублей. Система направлена на то, чтобы труд преподавателей, которые активно работают, хорошо вознаграждался. После того как мы навели порядок, несколько десятков преподавателей вернулись.

 

– От каждого по способностям, каждому по труду?

– Следующий шаг – создали контрольно-ревизионный отдел, стали заниматься внутренним аудитом. Первое, что проверяли, это выплату заработной платы и премий. Пересматривали локальные акты, наводили порядок в документообороте. Двадцать первый век, а в университете до сих пор не было электронного документооборота! Затем пошла нормальная бюрократическая работа: локальные акты пересматривались, их необходимо было сверить с законодательством, в случае необходимости внести изменения. Эта работа продолжается, и я думаю, где-то год нам нужно будет этим заниматься.

На мой взгляд, сейчас установился нормальный морально-психологический климат. В свое время на меня подали больше ста жалоб – в основном со стороны прежнего руководства, ни одна жалоба не подтвердилась, а вот от коллектива жалоб не было. Напротив, преподаватели оценили, что мы пересмотрели локальные нормативные акты, увидели, что стали по-другому зарплату получать.

 

– Как изменилась жизнь студентов?

– По центру студенческого питания большую работу провели. Были жалобы, что столовая очень дорогая. Сменился директор Центра студенческого питания, сейчас разработали демократичную линейку блюд, чтобы была возможность питаться студентам и сотрудникам с невысоким доходом, воссоздаем буфеты в общежитиях. А ведь совсем недавно в экономике университета Центра студенческого питания официально не было, а он генерирует ни много, ни мало 25–27 млн рублей в год.

В столовой для студентов сделали ежедневно бесплатную кашу. Это не популизм, просто у нас обучается 78 студентов-сирот на дневном отделении. Сначала хотели сделать только для них, стали думать, как реализовать – предлагали пропуска всякие, талоны… Но поняли, что вместо помощи можно человека просто унизить. Прикинули, посчитали, решили предоставить эту возможность всем студентам очного отделения.

 

– Получается, весь год работали в режиме пожарной команды. Удалось ли за год создать задел на будущее?

– У нас университет сильный и с точки зрения традиций, и с точки зрения экономики, и по другим показателям. В прошлом году 90 лет отметили, и поверьте, недавний перерыв в развитии на пять-шесть лет его не разрушил. Сегодня я с оптимизмом гляжу на развитие Байкальского университета.

Посмотрите: сейчас у нас структура бюджета 30/70, то есть 30 нам дает государство, 70 мы зарабатываем сами. Получается, из 1270 млн мы заработали 900 млн рублей.

Наше ядро – подготовка специалистов в области экономики, права и управления, а также некоторые гуманитарные специальности. Мы не ставим перед собой задачу подменить Иркутский государственный университет, мы – вуз специализированный. У нас никогда не развивалось естественнонаучное направление и точные науки. Претензии на то, что БГУ это классический университет, считаю, были неправильны, и сейчас мы не стремимся занимать чужие ниши. Но у нас устойчивые позиции на рынке образовательных услуг, самые востребованные специальности на бюджетном обучении по направлениям подготовки – экономика, юриспруденция, из гуманитарных специальностей – журналистика, служебная психология.

Показательно, как мы прошли прошлый, 2020 год. Впервые проводили приемную кампанию онлайн, вдобавок как раз меня назначили врио ректора. Тем не менее мы активно поработали. Ушли в медиапространство, в социальные сети, абитуриентам давали все онлайн, я не вылезал из прямых эфиров в YouTube. В результате в прошлом году на среднее специальное образование набрали на 35% больше, а на высшее – на 11%.

Создали свои медиацентр, делаем издательский дом БГУ, открываем собственную университетскую телекомпанию, на днях приступили к тестовому вещанию университетского радио и телевидения.

В конце сентября – начале октября откроем в университете ректорский читальный зал, фонды которого будут комплектоваться на мои личные средства – треть ректорской зарплаты я решил отдавать на развитие университетской библиотеки.

Недавно провели переговоры с представителями Министерства обороны России об открытии военной кафедры, планируем в 2022 году начать подготовку на базе БГУ сержантов и офицеров.