Эхо казанской трагедии

После казанской трагедии в обществе ожидаемо встал вопрос – как дополнительно защитить детей в образовательных учреждениях? В школах региона усиливают меры безопасности. Что еще можно сделать, чтобы подобные теракты не повторялись?

 

Контроль за оборотом оружия

Напомним, 11 мая от рук 19-летнего террориста в казанской школе № 175 погибли дети, педагог и сотрудница школы. Более 20 человек, в основном школьники, госпитализированы.

Если вас пригласили в школу по поводу поведения ребенка, внимательно выслушайте педагога, попробуйте вместе разобраться. Педагоги не стоят по другую сторону баррикад, они обязательно помогут семье. Если ребенок не хочет выносить свою проблему (например, буллинга) на всеобщее обозрение, можно написать директору. Существуют и службы медиации, помогающие решать конфликтные ситуации. 

В 2018 году в крымском городе Керчь при нападении на колледж 18-летнего преступника погибли более 20 человек. В 2018 году в школе поселка Сосновый Бор под Улан-Удэ тяжелейшие травмы от рук девятиклассника получили пятеро школьников и учительница. 2019 год – стрельба в Благовещенске, в колледже, много пострадавших.

Первые шаги в предотвращении новых трагедий государство уже делает.

– Президент потребовал от Росгвардии ужесточить правила оборота гражданского оружия. Будет усилен контроль за выдачей разрешительных документов на право владения оружием. В 2020 году в регионе было рассмотрено порядка 9 тыс. заявлений и выдано 8 тыс. разрешений на «огнестрел». Также сегодня идут проверки соблюдения мер безопасности во всех школах и детсадах региона. С охранными агентствами проводятся дополнительные инструктажи, – рассказал начальник отделения по контролю за оборотом оружия центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Иркутской области Алексей Кононенко.

 

План на случай ЧС

Федеральное министерство просвещения рекомендовало каждой школе иметь план на случай ЧС и создать антикризисные команды. План – это порядок действий в нештатных ситуациях, система коммуникации, обеспечение первой помощи, взаимодействие со СМИ и другие детали.

А профессиональный стандарт охранника образовательного учреждения уже разработан.

– И все охранные организации стремятся этому стандарту соответствовать. Возможно, документ будет дополнен. Должны появиться единые требования к безопасности в образовательных организациях, – уверена директор Иркутского областного Центра профилактики, реабилитации и коррекции Маргарита Галстян.

 

 

Эксперты считают, что в школах не хватает охранников.

– При охране объекта учитываются его особенности, техническая защищенность. Если есть тревожная кнопка, система контроля удаленного доступа, наблюдение за периметром, охрана может своевременно отреагировать на угрозу. Детские сады защищены лучше, чем школы. Особенности работы школ не позволяют полностью закрывать входы и выходы. Исходя из количества смен и детей, нужно решать вопрос об увеличении числа охранников, – считает директор ООО ЧОП «Атэкс» Алексей Самойлов.

Главный специалист отдела департамента образования Иркутска Юлия Кобелева рассказала, что сегодня прорабатывается вопрос об усилении охраны иркутских школ там, где это необходимо. Идут проверки тревожных сигнализаций, правил входного контроля, дополнительные инструктажи.

Директор городского лицея № 1 Вячеслав Четвертаков отметил, что в его учебном заведении уже усилены меры безопасности, выделен второй охранник:

– Педагоги работают как дежурные администраторы. Мы подключаем общественников, совет отцов. Я хочу уверить родителей – предпринимаются все меры, чтобы дети в школе были в безопасности.

 

Как распознать проблему?

– Дети и родители пережили шок. Страх поселился в умах и душах. Это плохо, жить в страхе нельзя. Если мы будем бояться – значит, террорист добился своей цели, убил не только детей и взрослых, но и наше желание жить. Нужно наполнять жизнь позитивом. Нужно строить планы с детьми, придумывать праздники, посещать спортивные секции и занятия дополнительного образования – жить так, как жили до трагедии, – наставляет Маргарита Галстян.

– Как распознать проблему с психикой ребенка, пока еще не случилась трагедия – нервный срыв, агрессия, суицид?

– К сожалению, не хватает школьных психологов. Если в Иркутске почти во всех школах они есть, и у них масса ресурсов, то в отдаленных территориях получить психологическую помощь проблематично. На помощь приходит телефон доверия – инструмент, соединяющий людей. Позвоните на телефон психологической помощи, получите консультацию. Расскажите, что происходит с ребенком, отреагируйте, тогда подключатся специалисты.

Если вас пригласили в школу по поводу поведения ребенка, внимательно выслушайте педагога, попробуйте вместе разобраться. Педагоги не стоят по другую сторону баррикад, они обязательно помогут семье. Если ребенок не хочет выносить свою проблему (например, буллинга) на всеобщее обозрение, можно написать директору. Существуют и службы медиации, помогающие решать конфликтные ситуации.

– Казанского стрелка, идущего с оружием, никто не остановил. Куда обращаться, если в общественном месте кто-то ведет себя неадекватно?

– Должно работать гражданское неравнодушие. Если вы с высокой долей вероятности подозреваете человека в опасных намерениях, есть телефон 112, телефоны доверия силовых структур. Если наблюдается повышенная агрессивность у ребенка в школе, нужно обратиться в ПДН.

 

Обезопасить интернет

В одном из мессенджеров найден блог, принадлежащий участнику атаки на школу в Казани. В нем автор канала декларирует об убийстве. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила обезопасить информационное пространство для детей и отслеживать публикации в соцсетях, которые могут привести к трагедии. Главный специалист отдела департамента образования администрации Иркутска Юлия Царегородцева советует родителям обучать детей безопасному поведению в интернет-пространстве, чтобы ребенок понимал информацию и правильно на нее реагировал.