Фотомагия Александра Князева

Выставка памяти одного из самых известных иркутских фотографов – Александра Князева – работает в галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея. Мэтр ушел из жизни 27 декабря 2020 года. В экспозиции – около 50 черно-белых работ, созданных в 1970–1990-е годы. Это портреты, в том числе российских актеров, писателей, художников, экспериментальные кадры и постановочные фотографии.

Александр Князев родился в 1947 году в поселке Залари. Фотографией увлекся еще в детстве. После школы пробовал себя в театре, но очень быстро переключился на журналистику.

«Поучился в театральном училище и понял, что это не мое, – рассказал Александр Князев в одном из интервью. – А так как быть без работы взрослому человеку смешно, увидел объявление о том, что районной газете требуется фотокорреспондент. Пришел туда, меня приняли, и через какое-то время почти все газетное пространство города Улан-Удэ, где мы жили тогда с мамой, было мое – везде меня охотно публиковали. Кроме того, тогда вышел фильм Герасимова «Журналист», а в голове сидела песенка «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Потом, уже в университете, понял, что фотография – это мое единственное предназначение. Перестал верить пропаганде, успел заработать репутацию антисоветчика, с которой и вышел из вуза».

Он окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета в 1974 году. Первая авторская выставка фотографий Александра Князева состоялась еще в 1972 году, когда он был студентом третьего курса. А через год пришли первые призы международных фотографических выставок.

«Фотография – это не ремесло, а искусство, – считал Александр Князев. – Там требуется интеллектуальные навыки, прежде всего, знания истории фотографии и представления себя в мировом фотографическом процессе. Для фотографа важен взгляд художника, полное попрание других жизненных ценностей, кроме того – дела, которым ты занимаешься».

Его имя известно не только в Иркутске и Москве, но и в Сеуле и Вене, Париже и Пекине, Братиславе и Петербурге, Шлезвиге, Линце, Каннах, Нанкине. Он первый из сибирских фотографов экспонировал свои работы о Байкале во Дворце фестивалей в Каннах.

«Были съемки, которые для меня важны в мировоззренческом плане – это визит в 1991 году Далай-Ламы в Улан-Удэ, ведь он – светлейший человек, – рассказал Александр Князев. – А что касается тех съемок, которые много мне дали для работы – это пейзажи Байкала, они мне открыли такой мир изобразительных возможностей, без которого я был бы никем. По ним я сделал книгу «Планета Байкал».

За 45 лет профессиональной деятельности состоялось более 20 персональных выставок в России и за рубежом.

«Судьба подарила мне общение с очень многими интересными людьми. Например, я был дружен с великим российским поэтом Давидом Самойловым, который был моим духовным отцом, ведь его присутствие в моей жизни очень повлияло на нее. Я снимал и слушал Святослава Рихтера, дружил с Володей Пламеневским, Борей Архипкиным и другими интересными людьми. Снимал разных людей, а фотосеанс – это ведь не просто щелканье затвором, а общение на ином, невербальном уровне», – говорил Александр Князев.

Этот особый подход к людям, которых он снимал, чувствуется на выставке. Каждый портрет словно показывает нам личный «душевный код» модели. Впрочем, все эти достоинства не мешали мастеру быть очень самокритичным:

«Фотография – магическое занятие. Когда в темноте при красном фонаре на бумаге в ванночке появляется изображение, оно тебя околдовывает. Ты находишься во власти этого фотохимического чуда и больше не в силах контролировать свое восприятие. Тебе кажется, что ты произвел на свет что-то гениальное, чего до тебя еще никому не удавалось. Я 30 лет просидел при красном фонаре в фотолаборатории, и было время, когда в год умудрялся печатать два рулона фотобумаги, каждый из которых – 100 квадратных метров. Все это складывал, потом по прошествии времени начинал разглядывать и поражался: как все это бездарно! Рвал, выкидывал, сжигал».

Выставка будет работать до 7 марта.