Бесплатный юрист
Адвокаты нынче стоят дорого и не каждому по карману. А пробраться сквозь юридические тонкости простому человеку сложно. Учитывая эти обстоятельства, в январе 2006 года государство в качестве эксперимента создало систему оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Эксперимент прижился. Нынче Государственное юридическое бюро Иркутской области отмечает свое 15-летие. О работе рассказывает его начальник Петр Магданов.
Цифра:
За 15 лет бесплатную правовую помощь в Госюрбюро получили более 98 тысяч жителей Иркутской области
– Кто может рассчитывать на вашу помощь?
– Социально незащищенная часть населения. В первую очередь это малоимущие граждане, чьи доходы ниже прожиточного уровня, безработные, инвалиды, ветераны, пенсионеры, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные и одинокие родители, а также граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В основном люди обращаются к нам по вопросам гражданского, земельного, трудового, семейного законодательства.
– Вы только помогаете готовить документы для судебных тяжб, а сами в них не участвуете?
– У нас есть право представлять интересы наших клиентов в судах, в органах власти, которое регламентировано законодательством о бесплатной юридической помощи. По сути, исполнять адвокатскую функцию. Как правило, если за дело берется Николай Владимирович Петухов, то положительный результат обеспечен. Прекрасно ведут защиту и Ольга Владимировна Гантимурова из Черемховского отделения, и Светлана Валерьевна Адеева из Усть-Кута, и многие другие специалисты.
– Ваша служба многочисленна?
– Я бы не сказал, что она большая. 22 человека на всю область. Когда я пришел сюда пять лет назад, у нас, кроме Иркутска, структурные подразделения размещались в Черемхово, Нижнеудинске, Усть-Куте. Чем руководствовались, выбирая именно эти города, я не знаю. Было бы, наверное, логичнее создать филиалы бюро в Тайшете или в том же Братске. Но мы не теряем надежду, что со временем они появятся. В 2017 году открылось наше представительство в Усть-Илимске, год спустя – в поселке Усть-Ордынский, а в 2019 году – в Тулуне.
– В Тулуне, скорее всего, наводнение заставило организовать бесплатную юридическую помощь?
– Совершенно верно. Мы летом 2019 года там буквально дневали и ночевали. Как садились с утра за стол, так и до девяти, а то и десяти вечера вели прием.Через нас прошло в тот год более 3,5 тыс. человек. Да не мы одни глаз не смыкали. У нас была договоренность с адвокатской палатой: одну неделю они принимали, другую – мы. Там, надо отметить, все службы трудились не покладая рук. Сидели все в большом зале, наверное, спортивном, столы по кругу: рядом с нами прокуратура, следом сотрудники министерства соцразвития, за ними представители минимущества и так далее. Человеку удобно, не бегать по городу, а в одном месте разом все оформить. По правилам одного окна.
– С какими юридическими проблемами там больше всего довелось сталкиваться?
– Признание права на подтопленное жилье. В глубинке, как обычно: годами живут, а оформленных документов на жилье не имеют. Такой вот правовой нигилизм. А суду ведь необходимо представить доказательства, что человек жил в доме, который уплыл в ту роковую ночь. Вот и приходилось искать хоть какую-нибудь зацепку, чтобы выручить человека. Ведь мы первая инстанция, куда обращались потерпевшие. А все взвинчены: шум, гам, эмоции. Еще и свидетелей с собой приведут: вот, мол, они могут показать, что мы там жили. Ну, мы отвечаем: свидетелей вы в суде будете представлять, а нам нужны письменные доказательства, например, счет за электричество с вашей фамилией и адресом или отметка в полиции о регистрации вашего ружья.
– Где берете кадры? Выпускники университетов приходят?
– Приходят и выпускники. Мы для них как ступенька карьерного роста. Дела у нас настолько разнообразные, что человек, поработав два-три года, получает великолепную юридическую практику, востребован и в правоохранительных органах, и в областных министерствах, и в федеральных структурах. Кроме того, здесь хорошая школа общения с людьми. Порой наш клиент настолько взвинчен своей бедой, что прежде чем давать ему советы, необходимо успокоить, выслушать. И тут юрист должен совмещать в себе и психолога, тонко чувствующего настроение. Многие обладают этим даром. Особенно хотелось бы отметить Александра Николаевича Байдикова, работающего в Нижнеудинске с момента открытия бюро, и Елену Владимировну Черепанову из Усть-Кутского отделения.
– Сколько людей принимаете в год?
– Ранее было по 4–4,5 тысячи человек, а в 2020-м – около 10 тысяч человек. Сказалось не только расширение нашей сети, но и тесное сотрудничество со многими областными организациями. У нас заключены соглашения с обществами инвалидов, с уполномоченными по правам человека и детей, с органами местного самоуправления. Мэры не забывают нас, приглашают на свои мероприятия. Редкий день города или села обходится без нашего участия. Мы объясняем людям, куда обратиться, как правильно составить, например, жалобу, исковое заявление, какие документы собрать.
– Как боретесь с юридической безграмотностью?
– Ведем в газетах юридические колонки, отвечая на вопросы читателей. Мы непременные спутники врачей на поезде «Федор Углов». Врачи оказывают медицинскую помощь, мы – юридическую. Читаем лекции в колледжах, домах-интернатах для взрослых и детей. В круг наших обязанностей входит и оказание юридических услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
– Ваша сеть будет расширяться?
– У нас нет своего транспорта, приходится использовать личный или добираться на перекладных. Нужна мобильная приемная на базе микроавтобуса, оборудованная двумя рабочими местами. Созвонился с мэром какого-нибудь отдаленного поселка, согласовал день приема и прибыл в назначенное время. Людям ехать в областной центр не надо, все проблемы можно решить на месте. Надеюсь, когда коронавирус одолеем, тогда у нас появится такая возможность.
Запишите телефон
Госюрбюро по Иркутской области
8 (3952) 20-01-10, почта gosurburoirk@mail.ru