Можно ли предсказать землетрясение?

На Байкале установлено новое оборудование для изучения землетрясений. Оно позволит не только фиксировать сейсмособытие, но и следить за предвестниками сдвига земной коры и делать среднесрочные прогнозы: на один год – пять лет. Над чем еще сейчас работают иркутские ученые?

 

Цифровой мониторинг

Для иркутских академических институтов Год науки, который объявлен нынче в России, будет очень насыщенным. Продолжится работа по масштабному проекту цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории. Грант на это в размере 300 млн рублей выделило Министерство науки и высшего образования РФ. Координатором является Институт динамики систем и теории управления СО РАН.

В исследовании принимают участие семь академических учреждений Иркутской области, – напомнил директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков. – Это Лимнологический институт, Сибирский институт физиологии и биохимии растений, Институт земной коры, Институт систем энергетики, Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований, Институт солнечно-земной физики и Институт геохимии. Кроме того, подключаются к работе коллеги из Томска, Омска, Новосибирска и Улан-Удэ.

По словам Игоря Бычкова, до 2023 года планируется создать систему комплексного мониторинга на основе цифровых платформ. Она позволит быстро и точно собирать информацию о состоянии экосистемы озера Байкал, а потом оперативно проводить анализ и прогнозировать экстремальные природные явления, возможные риски для флоры и фауны.

– В ближайшее время планируется заключение договоров с крупнейшими российскими компаниями, которые работают на Байкальской природной территории и которых очень интересуют вопросы экологического мониторинга, – уточнил он.

 

Первые результаты

Уже есть первые результаты по проекту. Как рассказал директор Института земной коры СО РАН Дмитрий Гладкочуб, в прошлом году было установлено три комплексных пункта мониторинга землетрясений – в Приольхонье, в поселках Бугульдейка и Листвянка. Оборудование успели ввести в эксплуатацию до сильного сентябрьского сейсмособытия, которое изрядно напугало жителей Иркутской области.

– Наблюдения в инструментальном формате ведутся с 1950 года, – говорит Дмитрий Гладкочуб. – Это, конечно, недолго. Задача нового оборудования – не фиксировать факт землетрясения, не уточнять его параметры, а пытаться найти его предвестники, чтобы обеспечить основы хотя бы среднесрочного прогноза. Краткосрочный не делает пока никто в мире. Даже наши продвинутые японские коллеги.

Уже сегодня проводятся измерения сдвига горных пород, эманации радона, уровня подземных вод, деформаций земной коры, движений литосферных плит и многих других показателей. Дмитрий Гладкочуб заявил, что полученные результаты говорят о том, что сентябрьское землетрясение, вызванное перемещением двух плит – Евразийской и Амурской, спровоцировало два последующих крупных сейсмособытия в пределах Байкальской рифтовой зоны.

– Цифровой мониторинг очень важен, так как параметры измеряются непрерывно. Там, где это возможно, данные сразу передаются через спутниковую связь в центр обработки информации. Первые результаты показали эффективность комплексного мониторинга. В этом году планируем оборудовать еще два подобных пункта. Делать их будем на площадках, которые предложили в МЧС, – в Хужире и, скорее всего, в Култуке. По второму объекту есть некоторые ограничения, вопрос пока решается, – добавил Дмитрий Гладкочуб.

 

Ученые готовы к госзаказам

На мой взгляд, есть одна большая проблема – отсутствие интеграции научных наблюдений в систему государственного мониторинга, – считает замдиректора Лимнологического института СО РАН Вадим Анненков. – Ученые обладают большим потенциалом для сбора и анализа различных сведений. У нас есть четыре научно-исследовательских корабля, имеются суда в Институте земной коры, Байкальском музее, ИГУ, у бурятских коллег. А у Росгидромета – один единственный корабль, насколько мне известно, он толком не оборудован для научных исследований. Получается парадоксальная ситуация – есть большой флот у ученых, который никак не используется в системе государственного мониторинга.

Игорь Бычков на это заметил, что проблема привлечения науки к госмониторингу уже поставлена перед правительством РФ. По его словам, ряд иркутских институтов СО РАН согласны включиться в эту работу и проводить исследования по госзаказу. Например, есть конкретное предложение по созданию динамичного информационного ресурса по толщине льда на Байкале.

В целом же задача масштабного проекта – это получение нового фундаментального знания, – подчеркнул Игорь Бычков. – Кстати, в нашем регионе большое внимание уделяется цифровизации. Повышен статус рабочей группы по цифровой трансформации. Теперь ее будет возглавлять губернатор, причем по нашему предложению вводится новая секция – цифровая экология. Такое взаимодействие обещает быть продуктивным.

 

Кстати:

Институт земной коры СО РАН готовит дорожную карту сейсмобезопасности Иркутской области. Кроме того, ученые предложили правительству региона обратиться в Минстрой РФ с просьбой начать централизованную работу по детальному сейсмическому районированию в Приангарье.