Татьяна Черепанова: Народная кукла спасла меня от депрессии

От ее искусно сделанных народных кукол веет каким-то безмятежным теплом. Такой же эффект возникает и от общения с этой девушкой. Язык не поворачивается назвать ее женщиной, хотя Татьяна Черепанова – мать троих детей. Удивляешься, откуда у нее столько энергии заниматься рукодельем, петь, танцевать, преподавать детям в коррекционной школе, проводить онлайн мастер-классы. Татьяна признается, что нашла источник силы именно в традиционной культуре.

 

– Сейчас новая волна интереса к народной кукле, в чем причина?

– На мастер-классы по созданию народной куклы чаще всего приходят женщины, которые в целом более эмоциональны, чем мужчины. Они вкладывают в этот оберег свое время, внимание, материалы, и он работает. Часто мы, женщины, более тонко чувствуем, умеем направлять свои мысли, понимаем, что наши мечты могут материализоваться. И кукла для нас становится той самой таблеткой плацебо, эффект от которой есть почти всегда. Таким образом, когда мы делаем куклу, то показываем мирозданию серьезность своих намерений. Я уверена, это чистая психология, но мы все хотим верить в волшебство.

Однажды народная кукла спасла меня от депрессии. Тогда я строила карьеру управленца, вела свой бизнес и воспитывала детей одновременно. Незаметно так загнала себя, что, несмотря на весь природный оптимизм, впала в депрессию. Пошла к психологу, и он дал мне задание – выделить час времени, чтобы ничего делать, либо заниматься чем-то из моего личного списка удовольствий. Это был самый сложный час в моей жизни, который, казалось, тянулся бесконечно! Я ставила таймер, выходила на балкон, наливала себе бокал гранатового сока, сидела там и напряженно ждала, когда же время закончится. За месяц, пока я привыкала наслаждаться временем для себя, вспомнила, что всегда мечтала заняться рукоделием. Кстати, этот час у меня до сих пор существует, но и моя жизнь изменилась – я ни дня не провожу без творчества.

 

– Как народная культура пришла в вашу жизнь?

– Я выросла в семье, где прабабушки пряли шерсть и ткали половики, бабушки шили, вязали, вышивали и много рукодельничали. Один мой дед плел из лозы корзины, а другой до сих пор мастерит разный бытовой инвентарь. Оба построили своими руками дома. В семье есть охотники и скорняки. Поэтому утилитарное народное ремесло всегда было в моей жизни, а вот народное искусство вошло в нее почти 25 лет назад, когда я стала студенткой кафедры искусствоведения и погрузилась в изучение культурных традиций нашего народа. Но свои знания и навыки применять на практике стала лишь спустя много лет. И подтолкнул меня к этому, как ни странно, конкурс красоты. Я получила приглашение в Красноярск на «Миссис Сибирь Интернациональную», где нужно было представить свой национальный костюм. Тогда всерьез занялась историей семьи, своего рода. Выяснила, что мой прадед из коми-зырян был скорняком. В итоге мой костюм, который был создан с использованием мехов, добытых моими родными, занял первое место в номинации «Национальные костюмы», а я сама стала второй вице-миссис. Но процесс погружения в народную культуру уже начался.

Однажды мне захотелось сшить льняную юбку, и меня отправили к белорусам, которые возят лен с витебской мануфактуры. Так я стала участником ансамбля аутентичного пения. И вскоре захотела создать национальный костюм белоруски. Соткала на бердо пояс из шерсти по историческому образцу, сшила несколько традиционных юбок, рубах и фартуков, вывязала кружево и вышила по ткани по образцам конца XIX – начала XX века. Эти костюмы дважды занимали призовые места – сначала на фестивале «Мы разные. Мы вместе», а недавно на онлайн-конкурсе «Сарафан на Троицу». Оба – лауреаты I степени. Параллельно начала осваивать различные традиционные ремесла: соломоплетение и кружево на коклюшках, валяние из шерсти, лепку из глины. Много училась у других мастеров, смотрела вебинары, исследовала народную традиционную куклу более глубоко, потому что в интернете очень много вымысла. За эти годы на основе традиционной куклы у меня стали возникать авторские.

 

– Как все это совмещается с ролью солистки в ансамбле «Оберег»?

– Для меня народная культура существует в неразрывной целостности. Народное пение, обрядовые праздники, традиционные игры и танцы – огромный мир, попасть в который можно через разные двери. Для многих это именно создание народной куклы, поэтому, когда мы делаем куклу, я не только рассказываю о ее значении, но и о соответствующих обрядах, пою песни, рассказываю о других аспектах традиции. Мы обязательно сохраняем конструкцию куклы, их не много, как правило, это крестовина, либо скрутка. Зато довольно много образов, которые постоянно развивались вместе с самой жизнью.

 

– Какие виды народных кукол существуют?

– Сейчас исследователи делят традиционную куклу на три вида. Обрядовые: куклы календарного цикла (весеннего, летнего, осеннего, святочные) – самая известная Масленица, бытовых обрядов (например, свадьба). Обереговые, которые что-то защищали, сохраняли. Это куклы для личного пользования, чаще всего их людям не показывали. Они закрывали любые потребности человека: достаток, рождение детей, сохранение семьи, успех мужа и так далее. Третий вид – игровые куклы, им могли рисовать лицо. Но они тоже были со смыслом и обучали детей важными вещам. Одна из таких кукол – хороводница, она подготавливала руки девочки к веретену. Она была на палочке, когда ее крутили, юбки кружились, но на самом деле кукла развивала мелкую моторику. Для мальчиков была кукла коника – мальчика готовили к взаимодействию с конем. На мастер-классах мы делаем кукол, которые создаются без использования иглы, тугой намоткой. Еще я сторонница того, чтобы ткани рвать руками. Раньше кукол делали из растений, а уже потом использовали ткани вторично. Народная культура никогда не была затратной, ведь она выросла в крестьянской среде. Кстати, несмотря на то что изменились декорации жизни, по сути, мы остались теми же людьми. Нам также хочется любви, семьи, детей, благополучия и процветания. Конечно, мы не зависим от урожая, погоды, не привязаны к циклам солнца. Многое поменялось, но все еще мы можем постичь народную культуру с общечеловеческой точки зрения. Мои ученицы, например, сами начинают вышивать фартуки для кукол, и таким образом погружаются в традицию.

 

– Где вы проводите мастер-классы по народной кукле?

– Во время пандемии я записала много мастер-классов онлайн, которые опубликованы Иркутским областным домом народного творчества. Все они доступны в интернет-пространстве. С февраля работаю педагогом дополнительного образования по программе «Традиционная народная кукла» в коррекционной школе. Это обучение не только детей, но и родителей. Мы создали в школе коллектив традиционной культуры, сшили костюмы, стали проводить мероприятия. В школе есть родительский клуб психологической помощи, где я уже не раз проводила мастер-класс по народной кукле. Для родителей это стало очень действенной арт-терапией. Ведь самое важное – изучая народную культуру, ты меняешься внутренне. Например, меня она примирила с людьми, я научилась их не осуждать и принимать. Понимаю, что изучить народную культуру такой, какая она была, сейчас невозможно – многое утрачено. Но моя цель – собрать те обрывочные сведения, которые есть, и передать знания другим людям. Пусть это субъективно, но зато традиция останется живой.