24.07.2019 11:03

Тимур Сагдеев: Каждый бюджетный рубль должен работать на население

Комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания – та структура, которая выполняет важнейшую функцию – проверяет, насколько эффективно и законно тратятся бюджетные средства. Каждое ее заседание, а их в первом полугодии было шесть – это контроль сотен миллионов рублей. Депутаты тщательно следят за движением денег из бюджета в подведомственные учреждения, на отраслевые программы. Подробнее об этом мы говорим с председателем комиссии Тимуром Сагдеевым. 

 

– Тимур Ринатович, какие острые социальные вопросы стали предметом рассмотрения комиссии?

– Мы работаем непосредственно с результатами проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Иркутской области. В феврале рассмотрели результаты проверки использования средств областного бюджета в 2016 и 2017 годах муниципалитетами при подготовке к отопительному сезону. И были вынуждены констатировать, что деньги, заложенные в подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области» на 2014–2020 годы, не используются в полном объеме. А это создает потенциально опасную ситуацию, мы живем не в Крыму, для нас объекты теплоснабжения – первоочередной вопрос выживания территорий. Одна из причин, по которой программа не исполняется: у муниципалитетов нет положительных заключений госэкспертизы на проектно-сметную документацию (ПСД).

Мы понимаем – на объектах теплоснабжения часто возникают аварийные ситуации, но если мы за счет средств специальной подпрограммы будем латать дыры, порядка не достигнем никогда! На аварийные цели должны идти средства из других источников, не этой программы. Она как раз направлена на то, чтобы перейти на плановую модернизацию, не дожидаясь, пока случится авария.

Нарушения при использовании средств субсидий из областного бюджета выявлены в каждом проверенном муниципальном образовании! Нецелевое расходование средств составило 18,1 млн рублей. Комиссия рекомендовала министерству жилищной политики, администрациям Иркутского, Баяндаевского, Слюдянского районов, Слюдянки и Листвянки принять меры по их устранению. Материалы КСП направлены в прокуратуру Иркутской области и СУ СК РФ по региону. По некоторым вопросам региональное правительство уже работает. В отношении администрации Баяндаевского района применена мера принуждения в виде бессрочного взыскания 5,2 млн рублей.

Еще один важный вопрос мы рассматривали в апреле 2019 года – о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» за 2017 год. Это важнейшая сетевая организация Иркутской области, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии и компенсирует гарантирующему поставщику электрической энергии технологические и коммерческие потери. От ее работы зависит энергоснабжение многих малых и больших населенных пунктов региона.

Но анализ показателей финансовой устойчивости предприятия в 2017 году свидетельствует о том, что ситуация на предприятии ухудшается. Оно не обеспечено собственными оборотными средствами (дефицит – 596 млн на 2016 год), показатели рентабельности падают. Предприятие ежегодно, начиная с 2016 года, несет прямые убытки, которые не возмещаются в тарифе (госпошлины, судебные издержки, неустойки, пени, штрафы и т.д.). Мы направили на имя губернатора обращение по ситуации с «Облкоммунэнерго». Вопрос находится на контроле комиссии.

Одним из самых резонансных вопросов, которые мы рассмотрели в первом полугодии, стали результаты проверки использования средств областного бюджета, предоставленных учреждениям здравоохранения, подведомственным профильному министерству. Вывод: объемы медицинской помощи планируются, исходя из финансовых возможностей, а не фактических потребностей населения. Получается как в поговорке: «сколько денег – столько и песен», но в здравоохранении это недопустимо, учитывая, что бюджет Иркутской области постоянно растет. Из 20 целевых показателей областной программы «Развитие здравоохранения» не достигнуты плановые значения по четырем. Комиссия рекомендовала минздраву, Иркутской государственной областной детской клинической больнице, областной инфекционной клинической больнице, областному онкологическому диспансеру принять меры по устранению выявленных нарушений. Вопрос остается на нашем контроле.

 

– Какие проблемы удалось решить или хотя бы сдвинуть с мертвой точки?

– По нашим требованиям министерством жилищной политики была проведена серьезная работа в отношении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. Приказами министерства внесены изменения в краткосрочный план реализации в 2017–2019 годах региональной программы капремонта общего имущества в МКД на 2014–2043 годы, с указанием сметной стоимости работ по капремонту, запланированному на 2019 год. Всего в нынешнем году планируется отремонтировать 748 домов, на что пойдет 3 320 млн рублей из средств фонда.

Снят с контроля вопрос по лекарственному обеспечению пациентов в 2017 году, в том числе в амбулаторных условиях. Теперь ведется регистр пациентов, нуждающихся в обеспечении препаратами. Также закрыт вопрос расходам в 2016–2017 годах средств областного бюджета на проекты народных инициатив. Деньги – областные, но работают с ними муниципалитеты. Чтобы эта тема находилась под постоянным контролем, региональное правительство разработало «Положение о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив», оно утверждено постановлением правительства 14 февраля 2019 года. В частности, предусмотрено, что если деньги пойдут не на заявленные цели, муниципалитет должен будет их вернуть области. Это должно повысить дисциплину в расходовании средств и исполнении народных инициатив.

 

– Какие темы предполагается оставить на контроле?

– Еще не закрыты вопросы к финансовому блоку Иркутской областной филармонии: тема резонансная, было много публикаций в СМИ на предмет средств, которые труппа филармонии заработала во время зарубежных гастролей. Отчет КСП был направлен для рассмотрения в прокуратуру Иркутской области и СУ СК РФ по Иркутской области.

Продолжаем разбираться в расходовании средств на модернизацию объектов теплоснабжения и подготовку коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону. Наша задача – не создавать конфликт, а детально разобраться и принять конструктивные решения, которые приведут к тому, что ситуация в Иркутской области улучшится.

 

Комиссия по контрольной деятельности

  • Сагдеев Т.Р. (12-й изб. окр.) – председатель комиссии
  • Белов А.С. (8-й изб. окр.) – зам. председателя комиссии
  • Бренюк С.A. (КПРФ)
  • Дикусарова Н.И. (18-й изб. окр.)
  • Кудрявцева Г.Ф. (13-й изб. окр.)
  • Лобков А.В. (ВПП «Единая Россия»)
  • Обухов А.В. (КПРФ)
  • Перетолчин В.В. (20-й изб. окр.)
  • Сарсенбаев Е.С. (7-й изб. окр.)
  • Синцова И.А. (ВПП «Единая Россия»)
  • Тютрин Д.Г. (ЛДПР)
  • Хайдуков В.В. (КПРФ)
  • Шершнев Д.П. (17-й изб. окр.)