Александр Душин: Наша цель – комфортные условия для устькутян

Превратить Усть-Кут в комфортный современный город и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Такие задачи сегодня ставит перед собой администрация Усть-Кута. Приоритетное внимание власти уделяют ремонту коммунальной инфраструктуры, реконструкции дорог и вопросам благоустройства.

В этом году Усть-Кут отмечает 65-летие со дня присвоения статуса города. О том, как он преобразится уже в ближайшее время, рассказал глава городской администрации Александр Душин.

– Александр Викторович, что сегодня представляет собой Усть-Кут?

– Усть-Кут по сути – промышленный город. Испокон веков его называли «воротами на Север», потому что здесь осуществляется хранение, перевалка грузов и их доставка речным и автомобильным транспортом в северные районы Иркутской области, а также в соседнюю Республику Саха (Якутия). Сегодня помимо транспортной составляющей, стремительными темпами развивается лесная отрасль. У нас работает целый ряд крупных деревоперерабатывающих производств, включая ООО «Инд-Тимбер», перерабатывающего в год 1 млн кубометров древесины. Реализуются проекты, связанные с добычей нефти и газоконденсата. Флагманом этой отрасли является Иркутская нефтяная компания, которая на усть-кутской площадке добывает 9 млн тонн нефти в год, а также занимается строительством мощного газоперерабатывающего комбината, где предполагается несколько этапов переработки газа от его сжижения до выпуска полиэтилена. Город участвует в реализации крупнейшего федерального проекта «Сила Сибири», а продукция многих предприятий сегодня хорошо известна как во всей России, так и за рубежом.

– Поскольку экономика представлена достаточно мощно, значит у людей нет проблем с трудоустройством?

– Кто хочет работу, тот ее всегда найдет. Проблема в квалифицированных кадрах. Это, в частности, касается и городской администрации. Присутствующие и работающие – две большие разницы. Везде нужны работники, которые могут выполнять поставленные задачи быстро и на профессиональном уровне. Лучших давно разобрали предприятия, которые могут платить достойную заработную плату, в первую очередь ИНК, где трудится много специалистов. В Усть-Куте сегодня проживает около 42 тыс. человек, тогда как в советское время население было вдвое больше. Несмотря на то что предприятий множество, в основном там работают иногородние специалисты вахтовым методом. Людям, помимо хорошей заработной платы, нужны комфортные условия для жизни. А с этим пока проблемы.

– С решения каких вопросов началась ваша работа на посту градоначальника?

– С решения рутинных задач, связанных, в том числе, с подготовкой к отопительному сезону, а также с разработки проектов, нацеленных как на улучшение экономической составляющей нашего бюджета, так и городского благоустройства. Ежедневно нам приходится заниматься не только коммунальными проблемами, связанными с тепло- и водоснабжением, но и обеспечивать внутригородское транспортное сообщение, уделять внимание ремонту муниципальных дорог, вывозу мусора…

К сожалению, в Усть-Куте скопилось немало проблем, касающихся и коммунальной инфраструктуры, и благоустройства. В городе сложно с комфортным пребыванием, у нас всего несколько общественных заведений, где можно вкусно пообедать, приятно провести свободное время, прогуляться мамам с колясками… На центральной площади тротуарная плитка положена в 1970-х годах, скверов и обустроенных мест отдыха – единицы. Город вытянутый, и в каждом из девяти микрорайонов схожие трудности. Усть-Кут развивался по такому принципу: строилась какая-то перевалочная база, при ней тут же возводилось жилье. В советское время инфраструктурой в микрорайонах занимались градообразующие предприятия, а когда прошли реформы, ведомственный жилой фонд и всю коммунальную инфраструктуру практически «свалили» на муниципалитет, без финансирования на содержание. Вот и возникла ситуация, которую мы имеем сейчас.

Одна из основных задач, на решение которой была направлена работа администрации, – приведение в порядок городских дорог, а их «всего-навсего» 200 км! В прошлом году нам удалось провести масштабную реконструкцию дороги в микрорайоне Речники, потратив на эти цели более 80 млн рублей. Собрать такую сумму помогли спонсоры, администрация района, которая выделила порядка 30 млн рублей из дорожного фонда. Мы брали бюджетные кредиты… В этом году работа по реконструкции дорожного полотна будет продолжена. Помимо асфальтирования повсеместно проводим отсыпку. Хочу отметить: раньше дороги отсыпались шлаком, мы от этого ушли и отсыпку теперь осуществляем только природными материалами: щебнем и гравием. Но темпы ремонта необходимо наращивать. Если ремонтировать дороги так, как мы делаем это сегодня: 5 км в прошлом году, 4,5 км – в нынешнем, понадобится не менее 40 лет! Кроме нехватки финансовых средств, одной из проблем, тормозящих проведение дорожных ремонтов, является отсутствие проектно-сметной документации. Поэтому мною было принято решение направлять финансирование исключительно на реконструкцию тех участков, где документация уже готова. Кроме того, для подготовки ПСД мы решили использовать деньги, привлеченные в рамках договоров о социально-экономическом партнерстве, а полученные из региональной казны средства направлять исключительно на ремонтные работы. Глупо тратить по 10–15 млн рублей на проекты и еще несколько лет ездить по плохим дорогам. Эффективнее действовать поэтапно. В рамках достигнутой договоренности с руководством Иркутской нефтяной компании в этом году уже выделены средства на финансирование проекта по обустройству центральной дороги от улицы Кирова до микрорайона Судоверфь, где будет проведен ремонт ливневой канализации, а в перспективе – реконструкция дорожного полотна и установка освещения вдоль всей автотрассы.

Немаловажным считаю тот факт, что нам удалось не только сохранить, но и преумножить материально-техническую базу муниципального предприятия «Автодор». Когда я возглавил администрацию, там работал один грейдер, и было накоплено 8 млн рублей долгов. Сегодня ситуация в корне меняется – за счет средств, выделенных из районного бюджета, приобретены водовозная и снегоуборочная машины. В рамках проекта «Народные инициативы», который успешно реализуется в Усть-Куте, пять новых автобусов запущены по маршруту в самый отдаленный микрорайон – Мостоотряд.

– Есть ли трудности с тепло- и водоснабжением города?

– Конечно, и их немало. Город давно нуждается в новых очистных сооружениях, реконструкции теплосетей, модернизации котельных. В каждом микрорайоне Усть-Кута своя котельная, соответственно, и свои сети. Все предприятия – разные, нет единого, которое бы обслуживало весь город. Одно из самых крупных – «Усть-Кутские тепловые сети и котельные», на балансе которого имеется центральная угольная котельная. Сама идея котельной – сжигание угля миллионами тонн в центре города – настоящий архаизм, ухудшающий к тому же экологию города. И то, что теплоснабжающая организация на должном уровне обслуживает эту котельную, проводит посильную модернизацию, мало что меняет. Технологии разработаны в 50-х годах прошлого века. И если, не дай бог, завтра на ней произойдет авария, восстановить объект будет очень сложно. Чтобы построить новый теплоисточник, нужен 1 млрд рублей. Еще в 2017 году прежней администрацией Усть-Кута было подписано соглашение с ТСЛК (сегодня ООО «Инд-Тимбер») о том, что лесоперерабатывающее предприятие построит для города новую котельную, которая будет работать на биотопливе. К сожалению, проект пока так и не реализован. Объект находится в полосе отвода железной дороги, а договориться с руководством ОАО РЖД по этому вопросу очень сложно. В плане выделения земельного участка все документы давно подготовлены, все согласования с энергетиками, путейцами, связистами – заключены. К сожалению, на каждое соглашение уходит по месяцу и более, а это время. Но политическая воля есть, и мы в разрешении данного вопроса все равно движемся вперед. От угольной котельной, уверен, нужно уходить однозначно, особенно учитывая, что в Усть-Куте есть газ и деревоотходы в неимоверном количестве, на которых в настоящее время уже работают три городских теплоисточника в микрорайонах Старый Усть-Кут, РЭБ и Лена-Восточная. Следующий проект – строительство котельной в микрорайоне «Бирюсинка», есть положительное заключение экспертизы. Теплоисточник будет построен в рамках концессионного соглашения. Являясь постоянными участниками программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области», мы ежегодно направляем областные деньги на капремонт тепловых и водопроводных сетей улиц и микрорайонов. В этом году из региональной казны получено 10 млн рублей, мы планируем полностью заменить сети в микрорайоне «Нефтебаза».


Котельная РЭБ 2

– По каким федеральным и областным программам еще удается привлекать дополнительные средства?

– Город участвует практически во всех программах, которые в настоящее время существуют. В частности, 31 мая администрация объявила аукцион на выбор подрядчика работ по капитальному ремонту берегоукрепления на реке Лена в Усть-Куте по улице Калинина. Цена контракта составляет 68,9 млн рублей. Средства предусмотрены федеральной программой развития водохозяйственного комплекса на 2012–2020 годы. Объект представляет собой бетонную конструкцию из трех ярусов со смотровой площадкой, спусками и откосами. Общая его протяженность 213 м, высота – 12 м.

В числе одной из немногих территорий Иркутской области Усть-Кут в полном объеме завершил программу по переселению из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного аварийным до 2012 года. В сентябре прошлого года по подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа» введены в эксплуатацию три многоквартирных дома. Новоселье отметили 82 семьи. Кроме того, в новостройках получили квартиры 20 семей-переселенцев из аварийного жилья. Поскольку работа программы продолжена, в этом году нам выделено финансирование еще на 58 квартир. Из-за того, что данная программа не предусматривает расходы на замену сетей, тепло-, водоснабжения и канализования, которые являются ветхими и не рассчитаны на подключения к ним новостроек, было принято решение приобретать для переселенцев жилье на вторичном рынке, а части предоставлять социальные выплаты.

Впервые в этом году зашли в программу «Комфортная городская среда». По ней будет осуществляться ремонт площади у стадиона «Водник». Там планируется обустроить скейт-парк. Кроме того, будет облагорожена площадь у ДК «Магистраль». По решению граждан, собственников многоквартирных домов, в 22 дворах будет проведено внутридворовое благоустройство.

В этом году мы вошли в долгосрочную целевую программу «Чистая вода». Водовод «Федотьевский» прошел экспертизу, получив положительное заключение. Сейчас готовится необходимый пакет документов для получения финансирования в рамках программы «Чистая вода». Многолетняя проблема отсутствия качественной питьевой воды микрорайона ЯГУ будет решена.

Кроме того, продолжаем реализацию муниципальных программ. Выдали трем семьям свидетельства на покупку квартир. На следующий год планируем закрыть весь список – более 20 семей смогут улучшить свои жилищные условия.

Большую поддержку в реализации муниципальных, региональных и федеральных программ на территории города мы получаем от правительства Иркутской области. В тесном контакте работаем с министерствами по жилищной политике, строительству, молодежной политике.

– За счет чего удается увеличивать поступления в городскую казну?

– За счет постановки на обособленный учет предприятий, которые ведут свою деятельность в городе. В прошлом году, ввиду увеличения налоговых отчислений, бюджет Усть-Кута вырос на сумму более 40 млн рублей. Эта работа будет обязательно продолжена. Кроме того, в настоящее время ведем переговоры с подрядными организациями «Сила Сибири» о возмещении ущерба, который они наносят муниципальным дорогам, а также осуществляя земляные работы для прокладки трубопровода.

– Что еще входит в ваши планы?

– Получить положительное заключение экспертизы на строительство моста через реку Кута, который упал в 2013 году, провести реорганизацию управляющих компаний, разобраться с мусором. А главное – реализовать крупный инвестпроект, заключающийся в строительстве нового микрорайона на 3 тыс. человек, который осуществляет Иркутская нефтяная компания. Создана рабочая группа, в нее вошли специалисты профильных комитетов администрации и представители ИНК. Сейчас идет выбор площадки под строительство. Жилой комплекс будет включать помимо домов, новую школу, детский сад, спортивные и культурные объекты. Сейчас готовим техзадание по подводу воды, тепла, электричества. Микрорайон станет точкой отсчета для развития Усть-Кута. Это будет новый город, ведь наряду с заводом полимеров возникнет множество сопутствующих производств среднего и малого бизнеса. К этому времени у нас должны быть конкретные планы, куда мы планируем расходовать бюджетные средства: на «латание дыр» или строительство объектов. Я уверен, нужно возводить новую и современную инфраструктуру.

– В преддверии юбилея, что бы вы хотели пожелать землякам?

– 65 лет назад, когда были объединены поселки Усть-Кут и Осетрово, в Иркутской области появился уникальный город, имеющий сразу три названия: самолеты приземляются в аэропорту Усть-Кут, поезда прибывают на станцию Лена, а речные суда швартуются в порту Осетрово. В этом году он отмечает сразу три праздника: 388-летие со дня основания Усть-Кутского острога, а также две круглые даты: 65-летия со дня присвоения статуса города и 45-летие БАМа, который начинался именно отсюда. От всей души я хочу поздравить устькутян с каждым из них. Пожелать здоровья, счастья, благополучия в семьях. А также хочу заверить: администрация города твердо намерена превратить Усть-Кут в развитый, комфортный и привлекательный город. Сделать все возможное, чтобы отсюда не уезжали наши дети, а жили долго и счастливо на своей малой родине.