Сергей Брилка: Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен с пользой
Сергей Брилка был председателем Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва с 2015 по 2018 годы. О том, какие основные проблемы удалось решить в период его работы на этом посту, он рассказал в интервью газете «Областная».
– Сергей Фатеевич, на решение каких главных вопросов вы нацеливали своих коллег в период руководства парламентом?
– При подготовке законов наше внимание было приковано в первую очередь к положению дел в муниципальных образованиях Иркутской области, социальной сфере, образованию, здравоохранению и культуре. В целом за пятилетний срок работы депутатов второго созыва на 15% возросли расходы по государственной программе развития образования, на 20% выросло финансирование объектов здравоохранения и мер социальной поддержки населения, на 50% увеличилось финансирование госпрограммы «Молодежная политика».
За пять лет работы мы приняли 763 закона. Это немалая работа, которую провели 45 избранных депутатов, представлявших четыре политические партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Гражданская платформа». Около 200 принятых законов – исключительно социальной направленности. Депутаты второго созыва настаивали на увеличении финансирования этих статей бюджета. Как итог, за пять лет оно выросло почти в полтора раза – на 25 миллиардов рублей. За время нашей работы построено и отремонтировано более 400 крупных соцобъектов, половина из которых – это наказы избирателей.
В нашем созыве мы приняли много важных законов, нацеленных прежде всего на благополучие всех жителей Приангарья. Не могу не отметить изменения в областном законодательстве, позволяющие детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей получать жилье не только в месте проживания, но и при необходимости – в другом населенном пункте. Также приняты поправки, устанавливающие, что бесплатный обед в школе для детей из многодетных и малоимущих семей должен покрывать не менее 30% потребности подростков в калориях. Дети войны в Иркутской области теперь получают доплаты ко Дню Победы. Поддерживая массовый спорт, мы освободили от налога на имущество владельцев спортивных сооружений. Это позволяет развиваться бесплатным секциям для детей и молодежи. Учреждено звание «Ветеран труда Иркутской области» с широким перечнем льгот.
Отмечу, что мы стали чаще привлекать к обсуждению общественность, при принятии всех наших законов и поправок учитывались различные мнения. Мы возобновили работу съезда депутатов всех представительных органов территорий области, провели Конгресс национальных и общественных организаций. Эта работа позволила вырабатывать консолидированные решения.
Много внимания мы уделяли проекту «Народные инициативы», который предоставляет возможность людям в территориях самим решать, куда направить бюджетные деньги, что сделать в первую очередь. Проект был начат как партийный еще в 2011 году, но давно вышел за рамки политических тенденций и стал по настоящему визитной карточкой региона. Теперь это действенный механизм поддержки муниципальных образований. За это время граждане воплотили в жизнь более 11 тысяч своих идей на общую сумму почти 4 миллиарда рублей. Отмечу, что работа Приангарья в сфере инициативного бюджетирования признана эффективной Всемирным банком, а накопленный опыт – уникальным и успешным.
Одной из важнейших тенденций в нашей работе стало и более полное использование механизмов парламентского контроля. Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен с пользой. Особенно это актуально в связи с реализацией в Приангарье больших федеральных проектов, таких как формирование комфортной городской среды, а также участие в федеральных программах и реализации майских указов президента страны.
Мы также внедрили систему «Электронный парламент», позволяющий любому желающему в режиме онлайн следить за законотворческим процессом в регионе, знакомиться с документами. Иркутская область была в числе первых регионов в России и является единственной в Сибирском федеральном округе, где появилась эта система.
– На каких направлениях, по вашему мнению, депутатам надо сосредоточить усилия?
– Считаю, что приоритетом в законодательной работе должны и дальше оставаться нужды муниципальных образований. Мы узаконили ряд изменений в межбюджетных отношениях, чтобы финансовые трансферты в территории стали более понятными, предсказуемыми и своевременными, но эту работу надо продолжать. Серьезная проблема стоит в здравоохранении – не хватает ФАПов, не хватает врачей. У каждой территории свои особенности. Например, в густонаселенном Иркутском районе катастрофически мало мест в школах. Сегодня идет подготовка к началу строительства трех школ в Иркутском районе. И этот процесс нельзя останавливать в ближайшие пять лет.
Для полноценного развития области необходимо решать наболевшие вопросы в экономике, формировать условия для инвестиций и промышленного роста. Мы сделали первые шаги в наведении порядка по экспорту леса, начали реализацию проекта по чипированию древесины. Думаю, эту тему нельзя оставлять без внимания.