В Усть-Илимске возрождают старинный народный берестяной промысел

Неповторимые туески, корзинки, кружки для кваса, хлебницы, сахарницы, ежедневники, сумочки, шкатулки и лапоточки. Это и многое другое создает из бересты усть-илимский народный мастер Галина Макаренко, преследуя большую цель – возродить старинный народный промысел.

Сегодня Галину Петровну устьилимцы знают как народного мастера, талантливого педагога, создателя музея народного творчества, но берестяным промыслом она занималась не всегда. Ее образование и первая профессия не были связаны с творчеством. Галина Макаренко окончила Белорусский политехнический институт в Минске. По распределению переехала в Усть-Илимский район, где 15 лет проработала инженером на ГЭС. В 90-е осталась без работы. Чуть позже в Усть-Илимске открыли Школу народных ремесел, куда она устроилась заместителем директора по хозяйственной части. Позже стала заведовать экспозиционным отделом в усть-илимской Школе искусств № 2, где создала музей народного творчества. Он сделал школу известной не только в городе и области, но и во многих регионах России.

– Когда устроилась в Школу народных ремесел, сначала присматривалась, любопытствовала, а потом подумала: раз в таком месте работаю, надо и самой чему-нибудь научиться. Из всего разнообразия больше всего привлекла меня береста, – рассказала мастерица.

К 1998 году Галина Макаренко полностью овладела базовой техникой. Изделия у нее выходили так хорошо, что ее пригласили преподавать в Школу искусств, где сначала она обучала берестяному промыслу детей, а потом взялась и за взрослых. Многие ученики стали настоящими профессионалами: побеждают на конкурсах, участвуют в международных выставках.

Все свободное время Галина Макаренко уделяет бересте. Каждый день мастерит что-нибудь, читает книжки, энциклопедии, статьи о народном промысле.

– Это моя отдушина, – размышляет она. – Садишься за работу в плохом настроении – житейские проблемы через миг улетучиваются, ты погружаешься в творчество.

Для мастерицы важно найти и показать красоту природного рисунка и фактуру:

– Бывает, попадается береста очень красивая, с интересными разводами, ажурными рисунками. Смотришь на нее и понимаешь, что даже подкрашивать ничего не надо: природа все сделала за тебя.

Рукодельница заботится о том, чтобы поделки были не только красивыми, но и практичными. Считает, что для хранения продуктов берестяные кубышки – идеальный вариант: они обеззараживают пищу, просты в уходе, долговечны.

Галина Петровна любит экспериментировать, осваивать разные техники. Умеет делать прямое и косое плетение, прорезной геометрический и растительный орнамент, мозаику, тиснение и даже вышивает берестяными лентами, чем может блеснуть далеко не каждый мастер Иркутской области. Сейчас с помощью этой техники работает над серией «Животные».

– Это искусство трудоемкое, тяжелое: сначала делаешь эскиз, для каждой ленточки – прорези, просчитываешь схему, чтобы орнамент сложился. Ленточки нарезаешь, распариваешь, вдеваешь в отверстия, подклеиваешь. На один поясок с вышивкой и разбивкой у меня ушло три дня, но результат того стоит, – объяснила она.

Из сложного, иногда капризного, непредсказуемого материала она делает неповторимые туески, корзинки, кружки для кваса, хлебницы, сахарницы, блинницы, обложки под деловые папки, ежедневники, ресторанные меню, сумочки, шкатулки, миниатюрные лапоточки и другие сувениры. Все эти предметы особенно заманчивы для иностранных туристов, которые первым делом в Усть-Илимске отправляются смотреть ГЭС и школу ремесел. Так поделки Галины Петровны в качестве подарков уже отправились в Америку, Германию, Голландию, Израиль, Испанию, Канаду, Китай, Швецию, Японию и другие страны.

– Резьба, роспись, живопись – это есть во всем мире, а береста – диковинка. Береза же в основном только в России растет. За рубежом никто особо не занимается берестяным промыслом. Такие поделки только у нас, поэтому иностранцы всегда интересуются, расспрашивают.

Народный мастер с сожалением отмечает, что, несмотря на большой интерес к таким изделиям во многих странах мира, берестяной промысел почти исчез в России:

– Сейчас берестяное искусство забылось, на смену ему пришли пластмасса, стекло, металл, а ведь на Руси береста активно использовалась в быту, хозяйстве, пусть эти вещи были самые простые, без украшений, но они присутствовали в каждом доме.

Галина Макаренко настроена популяризировать березовую кору. В ближайших планах – показать, что из бересты можно делать не только предметы быта, сувениры, украшения, но и одежду, головные уборы. Например, вне всякой конкуренции будут кепки из бересты. В такой бейсболке не страшен солнечный удар, головные боли, скачки давления.

Сейчас народный мастер работает над тем, чтобы берестяные кепки были не только полезными, но и удобными, не жесткими. В одной старинной книге она вычитала рецепт, которым собирается воспользоваться:

– Раньше в рулоны бересты подкладывали листья папоротника, а потом варили их в больших котлах в рыбном бульоне 24 часа, после чего береста становилась мягкой и эластичной, как кожа. Конечно, в больших котлах огромные рулоны отваривать не буду, но маленький кусочек для эксперимента попробую. Так что, может быть, скоро и функциональные бейсболки начну производить.