Николай Шаргаев: Искусство – это машина времени, возвращающая нас к истокам
Иркутский бурятский хореографический ансамбль «Ангара» – коллектив, который в последние годы стал одной из визитных карточек Иркутской области. Неслучайно именно он представлял регион на юбилейных мероприятиях в Москве, а его номера легли в основу финального концерта, посвященного этим торжествам в Иркутске.
Самый известный номер коллектива «Облавная охота» – яркое, динамичное, завораживающее действо, которое благодаря выразительной пластике, чарующей музыке и эффектным костюмам переносит зрителя на несколько столетий назад. Автор этого танцевального представления Николай Шаргаев десять лет назад создал хореографический ансамбль «Ангара». О том, почему в своем творчестве он так часто обращается к традициям и куда ведет свой коллектив, мы попросили его рассказать в интервью.
– Как вы пришли в хореографию?
– С самого детства, когда я слышал музыку, начинал танцевать. Именно поэтому в 1995 году, когда я учился в шестом классе, мы переехали из Иркутской области в Улан-Удэ. Потом я узнал, что по большей части родители пошли на этот шаг ради меня, чтобы я мог развиваться в этом направлении. В Улан-Удэ до окончания школы я занимался в танцевальном коллективе городского Дворца детского и юношеского творчества. После окончания родители надеялись, что я поступлю в Восточно-Сибирский институт МВД, но в последний момент я подал документы в училище культуры. Именно тогда мне захотелось создать свой коллектив, который бы развивал этническое направление, а впоследствии, возможно, перерос в нечто большее.
– Как же вы снова оказались в Иркутске?
– После окончания училища я уехал на несколько лет работать за границу, потом вернулся, и родители решили, что нужно возвращаться домой. В Иркутске я пришел в Центр бурятской культуры, где уже полгода существовал ансамбль «Улаалзай». В нем я проработал балетмейстером-постановщиком около трех лет. Тогда я осознал, что для дальнейшего развития мне необходимо создавать свой коллектив. Очень большую поддержку во время становления мне оказали Александр Андреевич Амагзаев, директор ИОГБУК «Центра культуры коренных народов Прибайкалья» и Бадмажаб Эрдынеевич Мункожаргалов, которые на тот момент стояли во главе Центра бурятской культуры.
– Основа вашего коллектива – студенты, вам не мешает в работе текучка кадров?
– Да, наш состав постоянно обновляется, и эта текучка немного удручает. Но приходится как-то выкручиваться. Например, мы делаем набор каждый год. Кроме того, семь лет назад создали детскую группу. Работаем с детьми, начиная с дошкольного возраста. А вообще за это время через коллектив прошло около 500 человек. Обычно, когда мы делаем набор, приходят человек 40, из них остается примерно 10%, потому что у нас большие нагрузки, и кто-то не выдерживает уже на первых занятиях. Но мы никому не отказываем, ведь если человек захотел танцевать, то пусть пробует.
– Как же вам удается выступать на таком хорошем профессиональном уровне?
– Мне приятно это слышать, но не могу с вами согласиться – до хорошего профессионального уровня, в моем понимании, нам еще работать и работать. Конечно, мы опираемся на основы классического танца, ведь это база всей хореографии. И я постоянно нахожусь в диалоге с ребятами, чтобы они понимали, к чему мы стремимся, что они должны выразить в танце. На мой взгляд, это половина успеха, ведь хореография – прежде всего, язык тела, и мы доносим информацию до зрителей с помощью жестов и мимики.
– Но у вас есть какой-то костяк, на который вы можете опереться?
– Да, конечно, многие ребята танцуют в коллективе с момента его основания, при этом все они работают в разных сферах. Это Юлия Эрхинчиева, Виталий Гырылов, Александр Хантаев, Сергей Батлаев, Ангелина Хантаева, Елена Бадашкеева, Светлана Ербаева, Дарья Николаева. Некоторые участники даже создали пары. Кроме того, каждый помогает, как может, например, Виталий Гырылов создает для нас ролики, а Елена Бадашкеева делает макеты афиш, билетов, всего, что касается полиграфии.
– Откуда у ваших новобранцев такой интерес к хореографии?
– Видимо, веление души, иначе трудно объяснить. Хотелось бы отметить, что за последние 10 лет очень сильно выросла хореографическая культура в округе. Ребята танцуют в местных коллективах, а потом приезжают поступать в вузы и приходят к нам в ансамбль. Поэтому мне бы хотелось сказать большое спасибо педагогам, которые занимаются с детьми в районах. Особенно нужно отметить Льва Сергеевича Даганеева, который руководит коллективом «Байгал» в Новонукутске. Участники его коллектива уже на протяжении двух лет пополняют наш состав.
– Откуда вы черпаете вдохновение для создания ваших номеров?
– К счастью, судьба сводит меня с людьми, которые идут той же дорогой, что и я, а именно, возрождают традиции. В 2009 году мне в руки попался трехтомник Матвея Хангалова и, прочитав у него красочное описание облавной охоты западных таежных бурят, я вдохновился на создание танца. У меня буквально возникали перед глазами эти образы. Тогда я обратился к художнику Анжелике Алсаткиной, и она сделала потрясающие костюмы. Евгения Ханхасаева написала либретто. Что касается движений, то их диктует музыка. Именно она вдохновляет на новые номера. Нужно отметить, что мы тесно сотрудничаем с Александром Архинчеевым – руководителем группы «SHONO», который пишет для нас музыку.
– Имеют ли ваши номера отношение к обрядовым танцам, или это стилизация?
– По большей части, конечно, это стилизация, но максимально приближенная к истокам. Конечно, элементы реконструкции тоже присутствуют. На самом деле, есть очень много источников, которые содержат подчас противоречивые сведения, поэтому приходится создавать что-то свое. Моя цель – сохранить нашу культуру и передать ее молодежи, ведь даже бурятский язык занесен в Красную книгу как вымирающий, не говоря уже о других традициях. Бурят по всему миру около 500 тыс., и больно, что мы забываем свои истоки. Конечно, это происходит и с другими народами, связано с общим процессом глобализации, но мы стараемся возродить утраченное и показать, насколько ценно помнить свои корни.
– Откуда у вас этот интерес к традиционной культуре?
– Это воспитание, которое дали мне мои бабушки и дедушки. Подразумевалось, что ты должен знать, какого ты рода и племени, совершать определенные обряды, чтобы почтить духов предков. Кстати, мне было интересно, к какому роду я принадлежу, и оказалось, что это род Больших волков, достаточно зажиточный в свое время.
– Есть люди, на которых вы ориентируетесь в профессиональной сфере?
– На директора улан-удэнского государственного театра песни и танца «Байкал» Дандара Бадлуева и художественного руководителя театра Жаргала Жалсанова. Мне посчастливилось немного поработать с ними в Улан-Удэ, и я увидел, какую колоссальную работу по возрождению национальной культуры в сфере хореографии они делают. Можно сказать, что они мои кумиры.
– Вы планируете еще создавать номера, подобные «Облавной охоте»?
– Хотелось бы поставить двухактный спектакль, в котором была бы раскрыта тема бурятских родов, проживающих на территории Иркутской области и Бурятии. Жаль, конечно, что нет машины времени, чтобы вернуться в прошлое и увидеть все своими глазами. Но искусство тоже, в какой-то мере, может стать этой машиной времени, возвращающей нас к истокам.
– О каком будущем вы мечтаете для своего коллектива?
– Хочется создать театр танца, где был бы профессиональный состав участников, а также режиссер, певцы, музыканты. Довольно сложно совмещать несколько функций, ведь я сейчас и режиссер, и хореограф, и педагог. С одной стороны, это дает бесценный опыт, но страдает быстрота и эффективность.
– Вы не пожалели, что выбрали эту стезю?
– Нет, я считаю, что мое предназначение и счастье идти по этому пути. Кроме того, работа должна приносить радость, ведь ты отдаешь ей большую часть своей жизни.