За колючей проволокой

Кто поможет бывшим заключенным найти работу и жилье?  

Где жить, куда пойти работать и учиться бывшим заключенным? О социальном сопровождении лиц, которые выходят из тюрем, говорили участники круглого стола под председательством вице-спикера ЗС, главы комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина.

С учетом рынка труда

Вопросы адаптации бывших заключенных чрезвычайно важны для Приангарья, ведь, как показывает статистика, из местных исправительных учреждений ежегодно выходит на свободу по 5–7 тыс. человек, причем 75% остаются в регионе. Они-то и дают около 20% рецидивной преступности.

Как рассказал врио замначальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Иркутской области Сергей Молоков, понимая трудности обустройства людей после освобождения, администрация исправительных учреждений особое внимание обращает на обучение заключенных рабочим профессиям. Оно ведется по 32 специальностям, которые пользуются большим спросом на рынке труда: газосварщик, каменщик, отделочник, электрик и другие. За два последних года школу профессионального обучения прошло более 3 тыс. человек.

ГУФСИН также взаимодействует с центрами занятости населения, направляя информацию об освобождающихся и полученных ими специальностях, в свою очередь, центры информируют исправительные учреждения об имеющихся вакансиях. Однако этих мер, по мнению Сергея Молокова, явно недостаточно. Он предложил рассмотреть возможность квотирования рабочих мест для бывших заключенных.

Фото Алексея Головщикова 18

Синдром завышенных притязаний

По информации областного министра труда и занятости Натальи Воронцовой, ежегодно в поисках работы в центры занятости обращается около 600 бывших заключенных. Но не всегда есть возможность им помочь по причине отсутствия у многих прописки. Это не позволяет зарегистрировать их в качестве безработных и выплачивать ежемесячное пособие.

Центры занятости проводят мероприятия по профориентации, направляют соискателей на обучение, учат их составлять резюме и проходить собеседования. Во многом, по словам министра, мешает отсутствие дисциплины у бывших заключенных. Они забывают или не хотят отмечаться дважды в месяц в центрах занятости, игнорируют проводимые там мероприятия, и кончается все это тем, что их вычеркивают из списка безработных.

Сложности с трудоустройством зачастую возникают из-за отсутствия опыта работы и завышенных притязаний: многие считают предлагаемый уровень заработной платы (в среднем 20 тыс. рублей) слишком низким. Конечно, не все работодатели горят желанием принять на работу людей с подпорченной биографией. Как показало проведенное среди них анонимное анкетирование, 43% непременно откажутся от их услуг, тем не менее 57% работодателей готовы предоставить им рабочее место после собеседования, при наличии положительных рекомендаций и непременно с испытательным сроком.

Заместитель областного министра социального развития, опеки и попечительства Алексей Макаров сообщил, что в правительстве создана рабочая группа, есть план по поддержке лиц без определенного места жительства и освободившихся из исправительных учреждений. Он включает мероприятия по восстановлению социального статуса, оказанию медицинской помощи, социальных и образовательных услуг, трудоустройству.

Фото Алексея Головщикова 08

Где прописано милосердие

На сегодняшний день в четырех муниципальных образованиях области действуют центры социальной адаптации. Только в этом году через них прошли 379 человек, в том числе 14 бывших заключенных. В Заларинском районе работает дом-интернат для престарелых и инвалидов, куда также направляют освободившихся из мест лишения свободы при наличии показаний по здоровью. Из 400 человек, проживающих в интернате, 120 ранее судимых. Но, как посетовал Алексей Макаров, часть из них не желает соблюдать режим социальных учреждений.

Директор благотворительного Фонда ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы имени Николая Кончакова, Светлана Деркунская рассказала, что фонд, созданный в 2015 году, предлагает создавать социальные деревни, где в течение пяти-семи лет бывшие заключенные могли бы проходить ресоциализацию. Проведенные в местах лишения свободы опросы показали, что многие заключенные готовы участвовать в таком проекте. Фонд также оказывает помощь по трудоустройству, юридические и психологические консультации, предоставляет временное жилье и гуманитарную помощь.

Заммэра Свирска по социальным вопросам Наталья Петрова рассказала, что в ряде муниципалитетов для поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выделяется материальная помощь, предоставляется медицинское и психологическое обслуживание, а иногда и жилье. К сожалению, считает она, отсутствие четкого законодательного механизма с закреплением ответственных органов усложняет эту работу.

Уже в течение 25 лет социализацией бывших заключенных занимается руководитель крестьянского хозяйства «Доброта» Александр Любимов. За годы существования «Доброты» более 2 тыс. человек получили здесь поддержку. Как считает Александр Любимов, только с помощью крестьянского труда и духовного возрождения можно помочь заблудшим людям покончить с преступным прошлым и вновь обрести себя. И начинать надо с исправления сознания, искривленного всей прежней жизнью, прививать им новое мировоззрение.

Доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, руководитель фонда «Ювента» Марианна Садовникова рассказала о ресоциализации освобождающихся из воспитательных колоний. Ежегодно из таких колоний освобождаются в Иркутской области пять-семь человек, однако это связано с тем, что большинство, достигнув совершеннолетия, переводятся в исправительные учреждения для взрослых. По мнению Марианны Садовниковой, необходимо разрешить отбывать малолетним осужденным весь срок в воспитательных колониях. Она пояснила, что многие подростки только в воспитательной колонии впервые начинают учиться, социализироваться, однако перевод их во взрослые учреждения нивелирует весь исправительный эффект.

Участники круглого стола пришли к выводу о том, что необходим координационный орган, который бы собрал в единый кулак все разнообразные направления помощи людям, вышедшим на свободу. Как пообещал Андрей Лабыгин, депутаты непременно займутся созданием такого совета, способного ввести в единое русло пока разрозненные ручейки милосердия.

– Усилиями только государственной власти и органов местного самоуправления эту проблему не решить. Необходимо более четко поставить задачи, определить роль каждого в этой работе. Мы изучим опыт других регионов, определим возможные формы и обязательно вернемся к обсуждению данной темы, – пояснил вице-спикер ЗС.

Фоторепортаж из исправительной колонии № 40 в селе Бозой