02.11.2016 12:37

Валерий Шевченко: Плохое кино снимать не хочу

IMG_5977_resize

Известный мим Валерий Шевченко вернулся в Иркутск. Правда, опять ненадолго. Бывшего иркутянина, театрального и кинорежиссера пригласили возглавить жюри II Байкальского фестиваля регионального кино «В кругу семьи». Здесь, в рамках творческой встречи, он представил молодым кинематографистам свой фильм «Внутри квадратного круга», рассказал о работе и планах.

Фильм о детях, для которых воссоединение с родителями после кремлевской елки превращается в часовую пытку, произвел большое впечатление на зрителей, и они попросили Валерия Шевченко поподробнее рассказать об истории его создания.

– Это моя дипломная работа во ВГИКе, хотя вообще-то я заканчивал «игровое кино» у известного кинорежиссера Владимира Фокина. Но чтобы снять художественный фильм, нужен бюджет, поэтому у моего руководителя возникла идея поставить «Внутри квадратного круга» на диплом. Идея фильма возникла спонтанно. Когда я переехал в Москву, мой друг по ГИТИСу предложил подработать помощником режиссера на кремлевской елке. Там я увидел, как после елки на Соборную площадь выходят примерно 5 тыс. детей, их встречают в два раза больше родителей, они стоят за ограждением и около часа ждут, когда ребята выйдут после представления. Потом детей водят кругами вокруг елки, и каждый родитель пытается найти своего в этой гигантской толпе. Так происходит с 1979 года, и через эти «адовы круги» прошли сотни тысяч детей, многие из них уже выросли, но до сих пор вспоминают это с содроганием.

– Неужели нельзя иначе продумать логистику встречи детей, или пускать их на елки вместе с родителями?

– Фильм был снят в 2010–2011 году, после чего я писал письма президенту России, премьер-министру и в Общественную палату, но до сих пор ничего не изменилось. Вся проблема в том, что там финансовый вопрос доминирует над здравым смыслом, ведь есть две елки, на одну пускают с родителями, а на другую – без. На мой взгляд, нужно просто категорически запретить этот выход детей на Соборную площадь, потому что это святое и знаковое место России, где кощунственно ежегодно устраивать такую казнь над людьми.

– У вас не было проблем после показа фильма?

– Нет, но мне сказали, что я могу теперь уезжать в любую страну как политический беженец. Дело в том, что я не хочу никуда уезжать, снял этот фильм не потому, что я не люблю Россию. Наоборот, хотелось бы исправить эту ситуацию, как и другие подобные, в которых наши граждане чувствуют такой же чудовищный дискомфорт. Но ни один канал не берет этот фильм. Его показали только по «Культуре», да и то в 12 часов ночи. Но фильм взял очень много фестивальных призов, среди которых престижные зарубежные награды.

– Сейчас что-нибудь снимаете?

– Недавно снял документальный фильм «У обочины». На самом деле мне несколько раз предлагали сценарии игровых фильмов, но я поймал себя на мысли, что пока не могу найти тему сильнее, чем в фильме «Внутри квадратного круга», а плохое кино снимать не хочу. Я совсем не переживаю, что не снимаю сериалы. Скажем так, я занимаюсь тем, что мне нравится, пусть это не всегда приносит деньги.

– Вы ведь хотели снять игровой фильм о Байкале?

– Да, он должен был называться «Корабль-гора». Мы даже ездили в Корею и хотели пригласить Ким Ки Дука в качестве режиссера. Но пока ничего не получилось, поскольку там очень большой бюджет. Но я не оставляю надежду реализовать этот проект, ведь история классная – про очищение человека на Байкале, которое подсознательно происходит со всеми, кто соприкасается с этим чудом природы.

– Как вы вообще пришли в кино?

– В 2000 году бывший мэр Иркутска Владимир Якубовский не подписал документы о муниципализации нашего Театра пантомимы. Мы были вынуждены закрыться, поскольку Дворец культуры, где мы располагались, был оккупирован арендой. Пришлось уехать в Москву. Почти в это же время Иркутск покинули режиссеры Вячеслав Кокорин и Иван Вырыпаев. Илья Рутберг взял меня на кафедру пантомимы и пластической культуры театра в Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Я снимался в эпизодах, мы выступали со спектаклем «Женщина с витрины» в Москве, и у нас были очень хорошие отзывы. Но жить в столице дорого, поэтому часть артистов моего театра вернулась в Иркутск, а нам было некуда возвращаться, ведь мы уже продали квартиру. Потом кафедру закрыли, нужно было придумывать что-то еще. А так как для меня пантомима это часть немого кино, то я в свои 40 лет поступил во ВГИК. Перед этим узнал, что Владимир Фокин, как и я, родился 8 сентября, занимался пантомимой, и понял, что это – судьба.

– Вы ведь сейчас работаете во ВГИКе?

– Уже четыре года преподаю актерское мастерство и пантомиму у Владимира Фокина и Сергея Соловьева, мне очень нравится это занятие, я люблю своих студентов и даю им все что могу. На мой взгляд, сейчас очень любознательная молодежь, которая интересуется всем: искусством, литературой, кино. Можно сказать, мы разговариваем на одном языке.

– Как вы оцениваете Байкальский фестиваль регионального кино?

– В регионе начинает возрождаться кинопроизводство, причем не только документальное, но и игровое. Замечательно, что эта инициатива идет снизу, от молодежи. Программа очень неоднородная, как часто бывает, но есть достойные работы. Мне понравился фильм «Эластика», который показали на открытии фестиваля. На мой взгляд, это талантливая работа высокого уровня, с чем мне и хочется поздравить фестиваль.

– Почему жюри приняло решение присудить Гран-при фильму «800 слов»?

– На наш взгляд, в этой картине режиссеру Баяру Барадиеву из Забайкальского края удалось очень небанально рассказать о том, как знание родного языка обогащает жизнь. В целом фестиваль, на мой взгляд, удался, и я желаю организаторам успеха.

 

«800 слов» о родном языке

В Иркутске завершил работу II Байкальский фестиваль регионального кино. Всего в конкурсной программе приняло участие 19 фильмов из Иркутской области, Забайкальского, Приморского краев, Бурятии и Китая.

Гран-при получил игровой фильм «800 слов» режиссера Баяра Барадиева из Забайкальского края. В номинации «Неигровое, короткометражное кино» победила картина «Шэнэхэнская царица» иркутского режиссера Анастасии Зверьковой. Лучшим в номинации «Видеоарт» стал фильм «Атмосфера» режиссера Андрея Дахневича из Иркутска. Приз зрительских симпатий получил фильм «Быль о белом горностае» режиссера Василия Медведева из Иркутска. Приз от общенациональной программы «В кругу семьи» за остроту поднятой проблемы присудили фильму «Страшная сказка» иркутского режиссера Максима Кузикова. Диплом «Лучший детский фильм фестиваля» получила полнометражная игровая картина «Байкальские каникулы» режиссера Артема Бурлова из Бурятии. Специальный приз «За заслуги перед кинематографом Восточной Сибири» получил оператор Евгений Корзун.